Семинар-практикум для родителей " Семья как персональная микросреда жизни и развития ребёнка"
18.05.2023Цель: повышение роли семьи и ее значения в жизни ребенка,
формирование психолого-педагогической культуры родителей в области
воспитания и взаимодействия с детьми.
Задачи:
создать условия для понимания законными представителями
значимости семьи как персональной микросреды жизни и развития ребенка;
расширить представления родителей о нравственных, духовных,
культурных, семейных ценностях в современных семьях;
совместно с родителями обсудить причины возникновения проблем в
воспитании и возможные способы их решения, показать родителям важность
сохранения эмоционального контакта в семье для жизни и развитии ребёнка;
продолжить формирование у родителей установок на сотрудничество
с детским садом.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада встрече с Вами. Тема
нашего собрания «Семья как персональная микросреда жизни и развития
ребёнка. Нравственные и культурные ценности семьи». Я надеюсь, что наше общение пройдет в теплой, дружеской обстановке, и мы сможем дать ответы на интересующие Вас вопросы.
Что такое семья – понятно всем. Семья – это дом. Семья – это мир, где
царят любовь, преданность и самопожертвование. Это одни на всех радости и
печали. Это привычки и традиции. А ещё это опора во всех бедах и
несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь любовь и
покой. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в
течение всей последующей жизни. Важность семьи как института
воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится и развивается в
течение значительной части своей жизни, и по длительности своего
воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может
сравниться с семьёй.
Родители сидят за столами. Ведущий зажигает свечу:
Посмотрите на свечу. Она горит, от неё исходит тепло, добро. Почувствуйте его. Передайте свечу другому и мысленно пошлите друг другу добрые мысли, добрые чувства. Закройте глаза, подумайте о чём-нибудь хорошем, добром, светлом. Верьте, что Ваши желания исполнятся.
Ведущий:
У каждого из нас свое представление о семье. Какие ассоциации с этим
словом, возникают у вас?
Давайте нарисуем свою семью с помощью схем. Я Вам буду давать задание, а Вы ответ на него будете изображать с помощью рисунков. Если семья – это здание, то какое…
- Если семья – это цвет, то какой…
- Если семья – это музыка, то какая …
- Если семья – это геометрическая фигура, то какая…
- Если семья – это настроение, то какое…
- Если семья – это блюдо, то какое…
Ведущий: Согласно Кодексу Республики Беларусь о браке и семье: «Семья – это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, близкого родства, усыновления».
У вас на столах известные цитаты о семье и браке. Давайте их зачитаем.
«Семья – основная ячейка любого общества и любой цивилизации»
(Р. Тагор).
«В этом мире единственное настоящее счастье – счастливый брак»
(М. Терезия).
«В семейной жизни самый важный винт – это любовь» (А.П. Чехов).
«Семья всегда будет основой общества» (Оноре де Бальзак).
«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться
творить добро» (В.А. Сухомлинский).
«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная
школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и
матери» (В.А. Сухомлинский).
Ведущий: Известный философ В.М. Розин, отвечая на вопрос «Что дает семья современному человеку?», называет следующие факторы:
1) нормальную жизнь в плане его социального статуса, положения в
обществе, жизненных перспектив; он семьянин, его в этой роли уважают и
поддерживают;
2) обеспечена и упорядочена его интимная жизнь, он спокоен, здоров телом и духом;
3) в семье человек общается с близкими, понимающими его людьми,
что немаловажно для современной жизни;
4) он имеет или надеется иметь детей и, следовательно, одной ногой уже стоит в вечности, отчасти приобщаясь к бессмертию. Пусть сам он, когда
придет срок, умрет, но его дети и дети его детей будут продолжать дальше
его род;
5) в семье жить легче: вместе легче воспитывать детей, вести хозяйство, справляться с трудностями;
6) только в семье можно пережить такие чувства, как благодарность жене (мужу), ответственность за будущее детей, настоящую родственную связь и ряд других;
7) именно семья – опора в старости, ведь, как известно, старому
человеку не меньше, чем молодому, начинающему жизнь, нужны помощь,
любовь, поддержка.
Все начинается с семьи. Родители – это первые воспитатели своих
детей, воспитание – это основная обязанность родителей. Именно в семье
закладываются основы характера и нравственного облика, именно от семьи
во многом зависит направление интересов и склонностей детей. Если семью
связывают отношения дружбы, любви, доверия, то человек получает
огромный положительный заряд для своего нравственного развития. В семье
ребенок учится правилам поведения, приобретает знания о том, что хорошо и
что плохо, что можно и что нельзя.
Демонстрация и обсуждение видеоролика «Дети – зеркало родителей»
https://yandex.by/video/preview/3267794536203411886 .
Педагог-психолог:
Главное назначение семьи – воспитание детей. Семья – персональная
среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом
параметров.
Главные задачи семейного воспитания это:
* гармоническое развитие ребенка;
* забота о здоровье детей;
* помощь в учении;
* трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
* помощь в социализации личности;
* формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных
отношений;
* забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
* развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;
* подготовка к самовоспитанию и саморазвитию.
Тип семейного воспитания и родительские установки определяют
особенности личности и поведения ребенка. В родительской позиции
выделяются две важнейшие переменные – эмоциональное принятие и
контроль.
От стиля отношения родителей к ребенку зависят воспитательная и
эмоциональная функция семьи. Выделяют 4 стиля отношений: от отвержения
до любви, от отсутствия контроля до его наличия:
Демократический стиль (принимающий, демократический)
Родители признают и поощряют растущую самостоятельность своих
детей. Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми
установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в
разумных пределах. Миры взрослого пересекаются, но перекрывают друг
друга. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные
потребности; они равны, уважают друг друга.
Дети при таком стиле воспитания превосходно адаптированы: уверены
в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся
в школе и обладают высокой самооценкой.
Авторитарный стиль (отвергающий ребенка, деспотичный,
враждебный)
Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в
точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми;
устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения;
позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них.
Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь.
Дети, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и
раздражительны; девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на
протяжении подросткового и юношеского возраста; мальчики могут стать
неуправляемыми и агрессивными, могут пристраститься к алкоголю,
наркотикам, совершать противоправные действия.
Либеральный стиль (бесконтрольный, попустительский)
Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная
родительская любовь. Отношения теплые. Открыты для общения с детьми,
однако доминирующее направление коммуникации – от ребенка к
родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном
руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений;
дети буквально садятся на шею родителям.
Вся жизнь родителя подчинена нуждам и потребностям ребенка, его
прихотям, своей жизни родитель не имеет.
Дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя
неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, эгоистичны,
самооценка завышена, проявляют неуважение к старшим, а также к
родителям; в некоторых случаях дети становятся активными, решительными
и творческими людьми.
Индифферентный стиль (властный, бессердечный, иногда
наблюдается полное безразличие к ребенку)
Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к
собственным детям. Закрыты для общения; из-за обремененности
собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; родители
проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно
и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи.
Ребенок страдает от недостатка внимания, может привлекать его
любыми способами, в т.ч. и отрицательным поведением. Отсутствие любви
родителей, интереса к ребенку, вседозволенность приводят к тому, что
ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым
разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному
(противоправному, преступному) поведению.
Педагог-психолог:
Уважаемые родители, предлагаем вам выполнить следующие задания:
– Возьмите лист бумаги. При каждом сгибе листка вспомните
негативное, сказанное или сделанное в адрес ребенка (родители выполняют
1 задание).
– А сейчас начните разгибать лист и с каждым отгибанием
вспоминайте, то хорошее, что вы говорили или делали детям (родители
выполняют 2 задание).
Педагог-психолог:
– Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же
и в душе ребенка на всю жизнь остается обида от непонимания и
несправедливости к нему.
Демонстрация и обсуждение видеоролика «ВСЕ о воспитании Ребенка
за 5 минут» https://yandex.by/video/preview/14528108413132496077 .
Ведущий:
Семья! В христианском понимании – это союз мужчины и женщины,
основанный не просто на взаимном влечении, страсти или общих интересах,
а на стремлении жить вместе и быть «домашней церковью» (Кол 4:15). «Где
муж, и жена, и дети в согласии и любви соединены узами добродетели, там
посреди Христос», – пишет св. Иоанн Златоуст.
Для всех членов семьи воспитание ребёнка – это кропотливый
повседневный труд по формированию культурной, духовно-нравственной,
эстетической личности, через передачу культурного наследия, накопленного
разными поколениями.
Уважаемые родители! Демонстрация следующего видеоролика
заставит вас задуматься над вопросом: какой Вы родитель? Какие привычки
вырабатываете вы у своих детей? Поговорка гласит: посеешь привычку –
пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу.
Демонстрация и обсуждение видеоролика «Прививка Любви»
https://yandex.by/video/preview/17979612616425816296 .
Педагог-психолог:
Уважаемые родители, родителем быть сложно и ответственно.
Воспитывать детей вовсе не означает с утра до вечера читать им «умные»
морали. Надо быть примером для подражания всегда и во всем. Это
непросто. Поэтому воспитание детей надо начинать с воспитания самих себя!
Дайте возможность вашим детям гордиться своими родителями. И это –
самое лучшее воспитание!
Рефлексия:
У каждого из вас сложилось мнение о нашей сегодняшней встрече.
Отразите все, что сегодня вы услышали, если открыли для себя новое в
данной теме, на Дереве успеха. В качестве Дерева успеха у нас выступает
береза. Береза – солнечное и чистое дерево, приносящее счастье, свет и
радость в каждый дом.
– Возьмите листочки. Каждый листочек имеет свой определенный
цвет: зеленый – я всё понял, желтый – надо поразмыслить, красный – мне
совсем не понятно.
Каждый родитель закрепляет листочки с соответственным цветом на Дереве успеха.
– Спасибо всем за работу!
Ведущий:
И в заключение я хочу прочесть стихотворение Леонид Гайкевича о семье:
Семья – источник радости и счастья,
Любви неиссякаемый родник.
И в ясную погоду и в ненастье
Хранит семья и ценит жизни миг.
Семья – оплот и сила государства,
Хранящая традиции веков.
В семье ребёнок – главное богатство,
Луч света, как маяк для моряков.
Лучи растут, становятся всё ярче
И люди жадно тянутся на свет.
Душа семьи становится богаче,
Когда царят любовь в ней да совет.
Когда царит взаимопониманье,
Тогда весь мир лежит у ваших ног.
Любовь в семье – основа Мирозданья.
Так пусть хранит все наши семьи Бог!