Семинар-практикум для родителей " Семья как персональная микросреда жизни и развития ребёнка"

18.05.2023

Цель: повышение роли семьи и ее значения в жизни ребенка,

формирование психолого-педагогической культуры родителей в области

воспитания и взаимодействия с детьми.

Задачи:

создать условия для понимания законными представителями

значимости семьи как персональной микросреды жизни и развития ребенка;

расширить представления родителей о нравственных, духовных,

культурных, семейных ценностях в современных семьях;

совместно с родителями обсудить причины возникновения проблем в

воспитании и возможные способы их решения, показать родителям важность

сохранения эмоционального контакта в семье для жизни и развитии ребёнка;

продолжить формирование у родителей установок на сотрудничество

с детским садом.

Ведущий:   Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада встрече с Вами. Тема

нашего собрания «Семья как персональная микросреда жизни и развития

ребёнка. Нравственные и культурные ценности семьи». Я надеюсь, что наше общение пройдет в теплой, дружеской  обстановке, и мы сможем дать ответы на интересующие Вас вопросы.

Что такое семья – понятно всем. Семья – это дом. Семья – это мир, где

царят любовь, преданность и самопожертвование. Это одни на всех радости и

печали. Это привычки и традиции. А ещё это опора во всех бедах и

несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь любовь и

покой. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в

течение всей последующей жизни. Важность семьи как института

воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится и развивается в

течение значительной части своей жизни, и по длительности своего

воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может

сравниться с семьёй.

Родители сидят за столами. Ведущий  зажигает свечу:

Посмотрите на свечу. Она горит, от неё исходит  тепло, добро. Почувствуйте его.  Передайте свечу другому и мысленно пошлите друг другу добрые мысли, добрые чувства.  Закройте глаза, подумайте о чём-нибудь хорошем, добром, светлом. Верьте, что Ваши желания исполнятся.

Ведущий:   

У каждого из нас свое представление о семье. Какие ассоциации с этим

словом, возникают у вас? 

Давайте нарисуем свою семью с помощью схем. Я Вам буду давать задание, а Вы  ответ на него будете   изображать с помощью рисунков. Если семья – это здание, то какое…

  • Если семья – это цвет, то какой…
  • Если семья – это музыка, то какая …
  • Если семья – это геометрическая фигура, то какая…
  • Если семья – это настроение, то какое…
  • Если семья – это блюдо, то какое…

Ведущий: Согласно Кодексу Республики Беларусь о браке и семье: «Семья – это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, близкого родства, усыновления».

У вас на столах   известные цитаты о семье и браке. Давайте их зачитаем.

«Семья – основная ячейка любого общества и любой цивилизации»

(Р. Тагор).

«В этом мире единственное настоящее счастье – счастливый брак»

(М. Терезия).

«В семейной жизни самый важный винт – это любовь» (А.П. Чехов).

«Семья всегда будет основой общества» (Оноре де Бальзак).

«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться

творить добро» (В.А. Сухомлинский).

«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная

школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и

матери» (В.А. Сухомлинский). 

Ведущий: Известный философ В.М. Розин, отвечая на вопрос «Что дает семья современному человеку?», называет следующие факторы:

1) нормальную жизнь в плане его социального статуса, положения в

обществе, жизненных перспектив; он семьянин, его в этой роли уважают и

поддерживают;

2) обеспечена и упорядочена его интимная жизнь, он спокоен, здоров телом и духом;

3) в семье человек общается с близкими, понимающими его людьми,

что немаловажно для современной жизни;

4) он имеет или надеется иметь детей и, следовательно, одной ногой уже стоит в вечности, отчасти приобщаясь к бессмертию. Пусть сам он, когда

придет срок, умрет, но его дети и дети его детей будут продолжать дальше

его род;

5) в семье жить легче: вместе легче воспитывать детей, вести хозяйство, справляться с трудностями;

6) только в семье можно пережить такие чувства, как благодарность жене (мужу), ответственность за будущее детей, настоящую родственную связь и ряд других;

7) именно семья – опора в старости, ведь, как известно, старому

человеку не меньше, чем молодому, начинающему жизнь, нужны помощь,

любовь, поддержка.

Все начинается с семьи. Родители – это первые воспитатели своих

детей, воспитание – это основная обязанность родителей. Именно в семье

закладываются основы характера и нравственного облика, именно от семьи

во многом зависит направление интересов и склонностей детей. Если семью

связывают отношения дружбы, любви, доверия, то человек получает

огромный положительный заряд для своего нравственного развития. В семье

ребенок учится правилам поведения, приобретает знания о том, что хорошо и

что плохо, что можно и что нельзя.

Демонстрация и обсуждение видеоролика «Дети – зеркало родителей»

https://yandex.by/video/preview/3267794536203411886 .

Педагог-психолог:

Главное назначение семьи – воспитание детей. Семья – персональная

среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом

параметров.

Главные задачи семейного воспитания это:

* гармоническое развитие ребенка;

* забота о здоровье детей;

* помощь в учении;

* трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

* помощь в социализации личности;

* формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных

отношений;

* забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

* развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

* подготовка к самовоспитанию и саморазвитию.

Тип семейного воспитания и родительские установки определяют

особенности личности и поведения ребенка. В родительской позиции

выделяются две важнейшие переменные – эмоциональное принятие и

контроль.

От стиля отношения родителей к ребенку зависят воспитательная и

эмоциональная функция семьи. Выделяют 4 стиля отношений: от отвержения

до любви, от отсутствия контроля до его наличия:

Демократический стиль (принимающий, демократический)

Родители признают и поощряют растущую самостоятельность своих

детей. Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми

установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в

разумных пределах. Миры взрослого пересекаются, но перекрывают друг

друга. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные

потребности; они равны, уважают друг друга.

Дети при таком стиле воспитания превосходно адаптированы: уверены

в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся

в школе и обладают высокой самооценкой.

Авторитарный стиль (отвергающий ребенка, деспотичный,

враждебный) 

Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в

точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми;

устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения;

позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них.

Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь.

Дети, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и

раздражительны; девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на

протяжении подросткового и юношеского возраста; мальчики могут стать

неуправляемыми и агрессивными, могут пристраститься к алкоголю,

наркотикам, совершать противоправные действия.

Либеральный стиль (бесконтрольный, попустительский) 

Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная

родительская любовь. Отношения теплые. Открыты для общения с детьми,

однако доминирующее направление коммуникации – от ребенка к

родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном

руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений;

дети буквально садятся на шею родителям.

Вся жизнь родителя подчинена нуждам и потребностям ребенка, его

прихотям, своей жизни родитель не имеет.

Дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя

неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, эгоистичны,

самооценка завышена, проявляют неуважение к старшим, а также к

родителям; в некоторых случаях дети становятся активными, решительными

и творческими людьми.

Индифферентный стиль (властный, бессердечный, иногда

наблюдается полное безразличие к ребенку)

Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к

собственным детям. Закрыты для общения; из-за обремененности

собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; родители

проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно

и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи.

Ребенок страдает от недостатка внимания, может привлекать его

любыми способами, в т.ч. и отрицательным поведением. Отсутствие любви

родителей, интереса к ребенку, вседозволенность приводят к тому, что

ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым

разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному

(противоправному, преступному) поведению.

Педагог-психолог:

Уважаемые родители, предлагаем вам выполнить следующие задания:

– Возьмите лист бумаги. При каждом сгибе листка вспомните

негативное, сказанное или сделанное в адрес ребенка (родители выполняют

1 задание).

– А сейчас начните разгибать лист и с каждым отгибанием

вспоминайте, то хорошее, что вы говорили или делали детям (родители

выполняют 2 задание).

Педагог-психолог:

– Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же

и в душе ребенка на всю жизнь остается обида от непонимания и

несправедливости к нему.

Демонстрация и обсуждение видеоролика «ВСЕ о воспитании Ребенка

за 5 минут»  https://yandex.by/video/preview/14528108413132496077 .

 Ведущий:

Семья! В христианском понимании – это союз мужчины и женщины,

основанный не просто на взаимном влечении, страсти или общих интересах,

а на стремлении жить вместе и быть «домашней церковью» (Кол 4:15). «Где

муж, и жена, и дети в согласии и любви соединены узами добродетели, там

посреди Христос», – пишет св. Иоанн Златоуст.

Для всех членов семьи воспитание ребёнка – это кропотливый

повседневный труд по формированию культурной, духовно-нравственной,

эстетической личности, через передачу культурного наследия, накопленного

разными поколениями. 

Уважаемые родители! Демонстрация следующего видеоролика

заставит вас задуматься над вопросом: какой Вы родитель? Какие привычки

вырабатываете вы у своих детей? Поговорка гласит: посеешь привычку –

пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу.

Демонстрация и обсуждение видеоролика «Прививка Любви»

https://yandex.by/video/preview/17979612616425816296 .

Педагог-психолог:

Уважаемые родители, родителем быть сложно и ответственно.

Воспитывать детей вовсе не означает с утра до вечера читать им «умные»

морали. Надо быть примером для подражания всегда и во всем. Это

непросто. Поэтому воспитание детей надо начинать с воспитания самих себя!

Дайте возможность вашим детям гордиться своими родителями. И это –

самое лучшее воспитание!

Рефлексия:

У каждого из вас сложилось мнение о нашей сегодняшней встрече.

Отразите все, что сегодня вы услышали, если открыли для себя новое в

данной теме, на Дереве успеха. В качестве Дерева успеха у нас выступает

береза. Береза – солнечное и чистое дерево, приносящее счастье, свет и

радость в каждый дом.

– Возьмите листочки. Каждый листочек имеет свой определенный

цвет: зеленый – я всё понял, желтый – надо поразмыслить, красный – мне

совсем не понятно.

Каждый родитель закрепляет листочки с соответственным цветом на Дереве успеха.

– Спасибо всем за работу!

Ведущий:

И в заключение я хочу  прочесть стихотворение  Леонид Гайкевича о семье:

Семья – источник радости и счастья,

Любви неиссякаемый родник.

И в ясную погоду и в ненастье

Хранит семья и ценит жизни миг.

Семья – оплот и сила государства,

Хранящая традиции веков.

В семье ребёнок – главное богатство,

Луч света, как маяк для моряков.

Лучи растут, становятся всё ярче

И люди жадно тянутся на свет.

Душа семьи становится богаче,

Когда царят любовь в ней да совет.

Когда царит взаимопониманье,

Тогда весь мир лежит у ваших ног.

Любовь в семье – основа Мирозданья.

Так пусть хранит все наши семьи Бог!