Акция "Дом без насилия"

Профилактика жестокого обращения

КАК УЗНАТЬ, ЧТО РЕБЕНОК ПОДВЕРГАЕТСЯ

ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ?

Необходимо помнить, что существуют ФАКТОРЫ РИСКА, (обстоятельства, ситуации, способствующие жестокому обращению с детьми).

Их нужно знать всем, кто непосредственно работает с семьёй и ребёнком, а так же самим родителям.

Первая группа факторов риска

«Особенности детей – жертв насилия»:

-нежеланный ребенок;

- наличие у ребенка физических и умственных недостатков;

- врожденные уродства;

- нелюбимый ребенок в семье;

- сходство с нелюбимым родственником;

- нарушения в поведении ребенка, включая гиперактивность;

- «трудный» ребенок;

- низкая масса тела при рождении, недоношенность;

- высокоодаренный или талантливый ребенок.

Вторая группа «факторов риска»-

«Социальное неблагополучие семьи»:

- неполная или многодетная семья, а также та, в которой постоянно возникают конфликты между родителями;

- семьи с приемными детьми;

- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией;

- специфические культурные или религиозные факторы;

- стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости взрослых;

- низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;

- юные родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;

- использования физического и психического насилия в качестве наказания;

- статус беженцев в результате межнациональных конфликтов;

- семьи с патриархально-авторитарным укладом;

- семьи, в которых имеются конфликты между родителями;

- семьи, в которых мать чрезмерно занята на работе;

- семьи, где ребёнок долго жил без отца;

- семьи, где ребёнок живёт с отчимом;

- семьи, в которых мать в детстве подвергалась сексуальному насилию.

Третья группа факторов риска «Состояние здоровья родителей, других членов семьи, наличие в ней эмоциональных сложностей, характерологических особенностей»:

- психические заболевания (психоз, депрессия);

- умственная отсталость;

- критические состояния (попытки суицида, нервные потрясения);

- наличие в прошлом в семьях случаев жестокого обращения с детьми, инцеста, привлечение к уголовной ответственности за половые преступления;

- родители в детстве сами подвергались жестокому обращению, сексуальной агрессии или были лишены родительского внимания.

Несмотря на исчерпывающую характеристику факторов риска, существуют явные признаки, которые требуют немедленного информирования правоохранительных органов:

- следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;

- следы сексуального насилия;

- запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);

-отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;

- систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома. Если сотрудники органов и учреждений образования, системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в процессе исполнения своих должностных обязанностей выявляют у детей перечисленные выше явные признаки жестокого обращения, то они обязаны:

- направить информацию в правоохранительные органы - для привлечения к ответственности лиц, допустивших жестокое обращение;

- направить информацию в органы опеки и попечительства - для решения вопроса о немедленном отобрании ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится;

- принять меры по оказанию помощи ребенку.

Уверены, что права детей соблюдаются не тогда когда им позволяется всё, а, напротив, когда мы уберегаем их от вседозволенности, от экспериментов над собой, бережно взращивая в их душах понятия добра, любви, веры, ответственности, патриотизма, трудолюбия, терпения, благородства.

Чтобы защитить ребенка от жестокого обращения, от его последствий, обеспечить ему счастливое детство и право на жизненное пространство, которое формирует в нем физическое здоровье, обеспечивает уровень образования, воспитывает моральные качества и нравственные принципы, т. е готовит его к созданию семьи и воспитанию собственных детей, необходимо оградить его от возможного или вероятного негативного воздействия и, если возникнет такая необходимость, защитить его. Наш долг понимать ответственность за наших детей, проявить свою активную гражданскую позицию и не остаться равнодушным к детям, подвергающимся жестокому обращению.

Профилактика жестокого обращения с

детьми в семье

О наказаниях

Наказывая ребенка, надо твердо знать «ЗАЧЕМ» и объяснить ребенку, за что его наказывают. Психологи выделяют правила наказаний, чтобы они не превратились в жестокое обращение.

  1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.

Лучше спросить у ребенка, как бы он сам себя наказал? Может желание наказать исчезнет у вас само собой.

  1. Если есть сомнение, наказать или не наказывать - Не наказывайте!

Даже если уже понят, что слишком мягки, доверчивы, нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!

  1. За один раз - одно.

Даже если проступков совершено сразу множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному за каждый.

  1. Наказание - не за счет любви.

(«Я тебя любить не буду»). Чтобы не случилось, не лишайте ребенка своей любви.

  1. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.

Побеседуйте с ребенком, может он сам давно уже понял свои ошибки.

  1. Наказан - прощен.

Инцидент исчерпан. Страница перевернута. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жить сначала!

  1. Без унижения, без оскорблений.

Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество вашей силы над его слабостью, как унижение.

  1. Если ребенок не понял, за что его наказали, объясните спокойно.

Иначе ребенок может затаить на вас обиду, гнев. которые при удобном случае найдут выход или заставят его лгать, более тщательно маскировать свои проступки.

  1. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева родителей, а их огорчения...
  2. При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда дети сами ищут наказания, как последний шанс на любовь.

Они начинают вести себя демонстративно, «выпрашивая» внимание к себе. Если нет похвалы, тогда хоть наказание. Это все таки лучше, чем равнодушие, чем оставаться не замеченным, быть НИКЕМ!

 

свернуть

Влияние сексуального насилия на ребёнка

Особенности психического состояния и поведения детей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие в дошкольном возрасте:

- ночные страхи, кошмары;

- несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;

- открытая мастурбация;

- несвойственные возрасту знания о сексуальной жизни;

- беспричинные нервно – психические расстройства.

- ребенок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия;

- может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;

- может жаловаться на физическое нездоровье;

- скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослым или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угроз со стороны обидчика.

Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью сотрудников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Не всегда эти признаки очевидны и часто лишь внимательное общение с ребенком и его родителями может выявить жестокое обращение с детьми.

свернуть

Консультация для родителей. «Жестокое обращение с детьми и соблюдение прав ребёнка на защиту от всех форм насилия»

«…Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения и должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации».

Выдержка из Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН

(20 ноября 1959 года)

Для современного состояния нашей страны, когда экономические преобразования, направлены на решение экономических проблем особенно актуальным становится вопрос о молодом поколении, его физическом, умственном, духовном, нравственном и социальном положении и развитии.

Первоочередной проблемой, с которыми приходится сталкиваться современному обществу является жестокое обращение с детьми, которое превратилось чуть ли не в обычное явление.

Жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их физическому и нравственному здоровью, но и влечет за собой тяжелые социальные последствия.

По данным статистики, свидетельствующей об остроте проблемы:

- Спасаясь от жестокого обращения, ежегодно кончают жизнь самоубийством примерно 2 тыс. детей и подростков, 50 тыс. уходят из семьи, 6 тыс. — из детских домов и интернатов.

- В общей сложности 25—26 тыс. несовершеннолетних ежегодно становятся жертвами преступных посягательств, из них около 2 тыс. погибают, 8-9 тыс. получают телесные повреждения.

- В России регистрируется свыше 2,5 тыс. сексуальных преступлений, включающих развратные действия взрослых лиц в отношении малолетних детей; с каждым годом совершается все больше изнасилований несовершеннолетних.

Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, а самое опасное социальное последствие насилия по отношению к детям - дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы в будущем тоже могут стать насильниками.

Необходимость защиты ребенка от всех форм жестокого обращения, от пренебрежения его интересами, от эксплуатации становится требованием времени и определенных знаний в выявлении различных форм насилия и связанных с ними последствий.

Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Виды жестокого обращения с детьми:

  1. физическое,
  2. сексуальное (развращение),
  3. психическое (эмоциональное),
  4. моральная жестокость (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Знаниями в этой области должны владеть родители, педагоги, психологи, медики, работники образования, чтобы своевременно обратить внимание на ребенка, на его проблему, оказать ему необходимую помощь и предотвратить последствия насилия.

1)Физическое насилие – действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.

Влияние физического насилия на ребенка:

Поведенческие и психологические индикаторы:

задержка развития, малоподвижность;

дети могут становиться агрессивными, тревожными;

могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой;

тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

Возраст до 3 лет:

  • малоподвижность, безразличие к окружающему миру;
  • боязнь физического контакта с взрослыми;
  • реакция испуга на плач других детей;
  • редкая улыбка и проявления радости;
  • плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль

Возраст от 3 до 6 лет:

  • отсутствие сопротивления, примирение со случившимся;
  • заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
  • лживость, воровство;
  • копирование поведения взрослых;
  • жестокое отношение к животным;
  • болезненное отношение к замечаниям, критике.

Признаки физического насилия над ребенком:

раны и синяки:

- разные по времени возникновения;

- в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);

- непонятного происхождения;

- имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);

ожоги:

топография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округлые контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;

укусы:

следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, отпечатки верхних и нижних резцов, типично наличие кровоподтеков;

«синдром тряски»:

возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его назад и вперед, при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга; у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания, одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия- синяки на плечах, груди, имеющие отпечатки пальцев.

Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если:

- родители поздно обращаются за медицинской помощью или индикатором обращения являются другие люди;

- следы травм различной давности;

- родители дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся;

- обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;

- не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;

- отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка или, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь);

- повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.

  1. Моральная жестокость - (отсутствие заботы о детях) – отсутствие соответствующих возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, медицинской помощи; отсутствия заботы и присмотра за ребёнком; отсутствия внимания и любви к ребёнку.

Влияние моральной жестокости на ребенка

Поведенческие и физические индикаторы проявления моральной жестокости:

- не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес;

- ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

- нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия);

- не ходит в детский сад, школу, прогуливает уроки, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

- устает, апатичен, сонный вид, опухшие веки, имеет отклонения в поведении.

а так же:

-неумение играть;

- постоянный поиск внимания или участия;

- крайности поведения - инфантилизм или принятие роли взрослого,

- поведение в «псевдо взрослой манере»,

-агрессивность или замкнутость,

- неразборчивое дружелюбие или не желание общаться;

-жестокость к животным;

- раскачивание на стульях,

-сосание пальцев.

3) Психологическое (эмоциональное насилие) - как «единократное или хроническое воздействие на ребёнка или его отвержение».

Признаки психологической (эмоциональной) жестокости со стороны взрослого:

- обвинения в адрес ребенка (брань, крики);

принижение его успехов, унижение его достоинства;

- отвержение ребенка;

- длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

- совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

- причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

-лишение ребёнка социальных контактов (принуждение к одиночеству);

-предъявление к ребёнку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

- негативная характеристика ребенка;

- постоянное сверхкритичное отношение к нему;

- оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;

нежелание утешить, пожалеть ребенка, который действительно в этом нуждается;

- отождествление с ненавистным или нелюбимым родственником;

- перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

- открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

Признаки психологической (эмоциональной жестокости) у ребёнка:

- задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

- импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

- попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков);

- уступчивость, податливость;

- ночные кошмары, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

- депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

-нарушение сна, отсутствие аппетита;

-длительно сохраняющееся подавленное состояние;

-беспокойство, тревожность, агрессивность;

-склонность к уединению;

-неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

-плохая успеваемость;

-низкая самооценка;

-чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;

-угрозы или попытка самоубийства.

4) Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Обеспечение безопасности ребенка во многом связано с предостережением его от необдуманных контактов с посторонними людьми, но этого все-таки может оказаться недостаточно, чтобы избежать сексуального насилия: в 85% случаев сексуальное насилие совершает не посторонний, а человек, которого ребенок знает, зависит от него, доверяет ему или даже любит. 

свернуть

Психологическое насилие над детьми в семье

Все привыкли считать, что самое безопасное место для ребенка — это его собственный дом, где он окружен родительской лаской и заботой. Казалось бы, все верно: что может надежнее уберечь маленького человека от ужасов внешнего мира, чем стены родного дома и любовь мамы и папы? Именно поэтому нас всегда так удивляет статистика: более 50 тыс. детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения. И далеко не всегда это дети из неблагополучных семей, где кто-то из родителей страдает алкогольной или наркотической зависимостью либо имеет некие психические отклонения. В семьях, которые могут показаться на первый взгляд не только абсолютно нормальными, но и практически идеальными, в семьях, успешности и внешнему благополучию которых мы можем искренне завидовать, зачастую происходят по-настоящему страшные вещи. И кто-то безмолвно терпит. Кто-то убегает — и пропадает навсегда... Кто-то накладывает на себя руки, ибо не видит иного выхода из этого кошмара... Я предлагаю поговорить о насилии над детьми в семье. О насилии со стороны самых родных людей, о том, что происходит каждый день и крайне редко предается огласке.

В данной статье мы рассмотрим такую разновидность насилия над ребенком, как психологическое насилие.

Итак, что же это такое? Под психологическим насилием понимается постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку, постоянная ложь, в результате которой ребенок теряет доверие к взрослому, а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям. Этот вид насилия является, пожалуй, самым распространенным, и при этом он незаслуженно обделен вниманием общественности. Многие полагают, что, если постоянно давить на ребенка, любой ценой подчинять его своей воле, это никак не повлияет на его развитие, и даже напротив, поможет закалить его характер, а постоянное пренебрежение и унижение поможет ребенку не стать в будущем самовлюбленным человеком с завышенной самооценкой. На самом же деле все далеко не так. Последствия, которыми оборачивается для ребенка психологическое насилие, по-настоящему чудовищны, они накладывают отпечаток на всю его жизнь, и лишь единицы способны хотя бы частично преодолеть их.

Чаще всего факты психологического насилия имеют место в тех семьях, где родители сами испытывают сильный стресс, с которым не в силах бороться.

Это может быть не только зависимость от алкоголя или наркотиков, но и какая-нибудь серьезная болезнь самого ребенка или кого-либо из членов семьи, финансовые проблемы или социальная изоляция, когда семья лишена поддержки со стороны родных и друзей, или просто недостаток знаний о развитии и воспитании ребенка, по причине которого родители предъявляют к своему чаду слишком высокие требования. А некоторые взрослые просто считают, что запугивание и унижение наиболее оптимальны для сохранения контроля над ребенком и порядка в доме. И, конечно, как это ни прискорбно, есть взрослые, которые сами в детстве подвергались насилию в семье и привыкли к такому стереотипу общения, по-другому они просто не умеют.

Существуют следующие формы психологического насилия:

1)Отталкивание. Взрослые не осознают ценность своего ребенка, всеми способами дают ему понять, что он не желанен, постоянно прогоняют его, обзывают, не разговаривают с ним, не обнимают и не целуют, винят его во всех своих проблемах. Пример: отец считает, что в его проблемах с устройством на работу виноват ребенок, поскольку без работы он остался в тот же год, когда тот появился на свет, и с тех пор финансовое положение в семье лишь ухудшалось. Как результат — отталкивание ребенка как со стороны отца, который желает, чтобы тот переехал жить к бабушке с дедушкой, так и со стороны бабушки, которая, в свою очередь, убеждена, что ребенок должен жить со своими родителями.

2)Игнорирование. Взрослые не интересуются ребенком, не могут или не умеют выражать свои эмоции по отношению к нему, часто вообще не обращают на него внимания, ребенок не ощущает эмоционального присутствия родителей. Чаще всего такая форма психологического насилия наблюдается со стороны взрослых, чьи собственные эмоциональные потребности не удовлетворены, эти люди не могут адекватно реагировать на эмоциональные потребности ребенка. В результате ребенок не получает достаточного взаимодействия и стимулирования для успешного эмоционального, интеллектуального и социального развития.

3)Изолирование. Эта форма часто бывает связана с другими видами насилия в семье. Ребенка запирают в шкафу или в комнате (физическое ограничение свободы ребенка), оставляют одного в пустой квартире, или же просто не позволяют ему общаться со сверстниками, играть с ними. Например, не разрешают приглашать друзей в гости и даже общаться с ними по телефону, не выпускают ребенка гулять. Ребенок постоянно находится в одном и то же помещении, ему не обеспечен приток новых впечатлений, стимулирующих развитие. В итоге у ребенка нет возможности самому получить опыт социального общения, ведь ему не только запрещают заводить друзей, но и всячески препятствуют его взаимодействию со сверстниками.

4)Терроризирование. Ребенка высмеивают за проявление любых эмоций, предъявляют к нему требования, не соответствующие его возрасту или не понятные ему. Ребенка постоянно запугивают, угрожают, что бросят его или, например, изобьют, заставляют его делать что-либо с помощью запугивания. Ребенок постоянно становится свидетелем жестокого обращения с другими членами семьи, насилия над ними. Пример: отчим систематически избивает мать ребенка в его присутствии, угрожая при этом поступить с ним также в случае, если он кому-либо расскажет об увиденном.

5) Безразличие. Родители равнодушно относятся к употреблению ребенком алкоголя, наркотиков, допускают просмотр ребенком порнографических материалов, позволяют ребенку быть свидетелем сцен насилия и никак не реагируют на проявление самим ребенком жестокости по отношению к другим людям и животным.

6) Эксплуатация. Родители используют ребенка для зарабатывания денег либо для реализации своих потребностей, например, перекладывая на него ведение домашнего хозяйства.

7) Деградация. Поведение, которое разрушает идентификацию и самооценку ребенка, например, грубость, ругательства, обвинения, обзывательства, высмеивание, публичное унижение ребенка.

Наиболее распространенные последствия психологического насилия: 

1) Эмоциональные проблемы как результат замедления эмоционального развития ребенка. Ребенок не способен понять чувства других людей и испытывает трудности в проявлении собственных эмоций.

2) Заниженная самооценка. Ребенок вырастает с уверенностью, что он глупый, уродливый, ни на что не способный и заслуживает только плохого отношения к себе. Повзрослев, такой человек искренне удивляется, когда видит, что кто-то считается с его мнением и т. п.

3) Проблемы в построении отношений. Этому способствует не только слабое эмоциональное развитие, но и полное отсутствие доверия к окружающим людям. Ребенок во всем видит только подвох, от каждого человека ждет, что тот будет над ним издеваться, высмеивать его и т. п., ждет агрессии, направленной на себя. Все это мешает ему строить отношения с людьми. Каковы признаки психологического насилия? Дети, подвергающиеся психологическому насилию в семье, часто страдают от депрессии, нарушения сна и аппетита, немотивированных страхов и фобий, также у них могут учащаться соматические заболевания. Они могут проявлять асоциальное, деструктивное или же саморазрушающее поведение, повышенную тревожность, немотивированную агрессию, полное отсутствие доверия к людям, низкую самооценку, чрезмерную пассивность. Дети страдают от эмоциональной нестабильности, чрезмерной стеснительности, невозможности достичь успехов ни в одной сфере как следствия отсутствия уверенности в себе. Их посещают мысли о самоубийстве. Также такие дети могут страдать от таких привычек, как сосание или кусание пальцев и губ, постоянно испытывать чрезмерную потребность во внимании, а их поведение может не соответствовать возрасту и уровню развития. 

Как же не допустить психологического насилия в своей собственной семье, как защитить своего ребенка, не допустить этого кошмара? Вопрос не просто актуальный — жизненно важный. Многие из современных родителей сами подвергались тем или иным (а некоторые и всем сразу!) формам психологического насилия. Что же нужно делать, чтобы не проецировать подобные отношения на своих детей?

1) Для начала необходимо уменьшить стресс в своей жизни. Даже если началась самая настоящая черная полоса, ничьей вины здесь нет, и уж тем более нет вины ребенка, срывать свою злобу на нем ни в коем случае нельзя. Если нет возможности справиться самостоятельно, можно обратиться к помощи профессионала, который поможет найти причину стресса и избавиться от него.

2) Ребенок должен знать, что его любят. Он должен быть уверен в этом на все сто процентов даже тогда, когда он в чем-то не прав или поступил очень и очень плохо. Поэтому говорите ему о своей любви как можно чаще и уделяйте как можно больше времени каждому из своих детей. Будьте опорой для них.

3) Дом должен быть самым надежным и самым безопасным местом для ребенка. В кругу семьи он должен чувствовать себя защищенным! В то же время необходимо научить его чувствовать себя уверенно и вне дома.

4) Никогда нельзя сравнивать своего ребенка с чужими детьми, его способности со способностями других детей, особенно если он что-то делает хуже, чем кто-то из его окружения. Нужно просто хвалить его за то, что он умеет, даже если он далек от идеала. Хвалить его способности, таланты (а они есть у каждого!), отмечать его сильные стороны. Это придаст ему уверенности в себе и поможет развиваться в нужном направлении.

5) Нельзя быть слишком требовательным по отношению к своему ребенку. Не бывает так, чтобы у кого-то получалось абсолютно всё. Прежде всего, нужно понимать это самим. Неудачи бывают в жизни у каждого, и необходимо научить своего ребенка справляться с ними, видеть в них стимул для дальнейшего развития.

6) Каждый согласится с тем, что ребенок должен уметь самостоятельно решать свои проблемы. Но это вовсе не значит, что родители не должны ему помогать, когда это необходимо. Они всегда должны быть рядом и готовы помочь, словом и делом.

7) И самое главное — необходимо всегда помнить, что ребенок — такой же человек, как и взрослые, он так же заслуживает внимания, уважения и позитивного отношения к себе. Нужно всегда интересоваться его мнением и обязательно учитывать его. Уважайте чувства и мысли своего ребенка! Каждый человек должен быть уверенным в себе, чувствовать, что он нужен и что его любят, и вашего ребенка это должно касаться в первую очередь.

свернуть

Консультация для родителей "Виды насилия"

Часто насилие в семье проявляется в качестве комбинации физического, сексуального и/или эмоционального насилия. Ниже даются некоторые примеры из диапазона жестокого обращения и насилия. Этот список включает модели поведения и действия, которые считаются насильственными и оскорбительными. Во время работы с женщинами и изучения случаев насилия в семье важно задавать вопросы типа:"Обращался ли с Вами Ваш супруг подобным образом...":

Физическое насилие
Причиняет боль посредством пощечин, пинков и ударов кулаком. Подвергает ее (жену) риску, например, не проявляет осторожности при управлении машиной или:
Швыряет предметы 
Угрожает оружием или ранит 
Физически препятствует ей при попытке выйти из дома 
Снаружи закрывает ее в помещении 
Оставляет ее в опасных местах 
Отказывается помочь, когда она больна, ранена или беременна 
Препятствует при попытке обратиться за медицинской помощью 
Не дает заснуть ночью 
Отказывается покупать продукты питания и другие, необходимые для семьи товары 
Оскорбляет детей 
Угрожает причинить вред ее родственникам или друзьям 
Сексуальное насилие 
Обращается с женой как с сексуальным объектом 
Воздерживается от секса и не проявляет нежных чувств 
Заставляет раздеваться против ее воли 
Совершает половые сношения с особой жестокостью 
Заставляет вступать в половые сношения против ее воли, насилует ее 
Заставляет вступать в половые сношения после побоев 
Проявляет исключительную ревность и обвиняет ее в любовных связях с кем-либо 
Заставляет смотреть и/или повторять порнографические действия 
Эмоциональное насилие 

Игнорирует ее чувства 
Постоянно критикует ее, кричит и/или обижает                                                                    
В качестве наказания не обращает внимания на ее нежные чувства 
Отказывается работать и вносить свою долю в семейный бюджет 
Запрещает ей выходить на работу 
Манипулирует ею, используя при этом ложь и несогласие 
Обижает ее родственников и друзей с тем, чтобы прогнать их 
Отказывается выходить с ней на люди 
Препятствует ей поддерживать отношения с родственниками и друзьями 
Не дает ей пользоваться телефоном 
Контролирует семейный бюджет и единолично принимает финансовые решения 
Унижает ее на публике 
Преследует ее на работе 
Угрожает уйти или выгнать ее из дома 
Наказывает детей или не допускает ее к детям 
Экономическое насилие 
Попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и права распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних детей и т.д.

О фактах семейного неблагополучия и насилия в отношении детей можно сообщить по круглосуточной прямой телефонной линии Министерства внутренних дел по приему сообщений

8017-372-73-87

свернуть

Консультация для родителей "ДОМ БЕЗ НАСИЛИЯ"

Домашнее насилие происходит за закрытыми дверями, но оно, несомненно, является проблемой всего общества. Насилие в семье — наиболее распространенная форма насилия в отношении женщин. Согласно исследованиям, проведенным в ряде стран Всемирной организацией здравоохранения, до 70% женщин хотя бы раз в жизни подвергались физическому насилию со стороны своего интимного партнера или мужа. Многие женщины совершают грубую ошибку, когда после первого или второго семейного скандала, завершившегося рукоприкладством со стороны мужа-агрессора, не придают этому особого значения и не обращаются за помощью к специалистам. Помните: в 95% случаев, если насилие уже имело место, оно повторится.

  Семья  – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении и упрочении заинтересовано общество и государство; в крепкой, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Однако, вне общества, вне государства нет и семьи. Она является своеобразным зеркальным отражением общества. Все происходящие в нем изменения, как позитивные, так и негативные, тут же отражаются во внешней форме и внутреннем состоянии семьи, в ее психологическом и моральном климате, бытовых условиях, экономическом состоянии.

   Именно поэтому проблема бытовой преступности достаточно актуальна не только для нашей страны, но и для всего мирового сообщества, о чем свидетельствует ее неоднократное рассмотрение на сессиях Организации Объединенных Наций и Совета Европы. Уголовно-наказуемые деяния, совершаемые в ходе ссор между членами семьи, порой по своей жестокости и тяжести последствий многократно превосходят заранее планируемые и хорошо подготовленные преступления. Каждый четвертый гражданин из числа лиц, погибших в результате убийств, лишен жизни своими близкими.

   Необходимо отметить, что проблема трудовой и бытовой зависимости одних членов семьи от других существует и на сегодняшний день. К примеру, в большинстве случаев женщина переносит все проявления агрессии со стороны мужа осознавая, что он содержит ее и детей. Все чаще жертвами своих родственников становятся пенсионеры, которые в силу пожилого возраста не могут оказать сопротивление либо вынуждены находиться в зависимом положении. Ежемесячно в территориальные органы внутренних дел поступает порядка 30 тысяч сообщений о семейно-бытовых конфликтах. Однако, по-прежнему, нередки случаи, о которых правоохранительные органы узнают от третьих лиц, так как в силу различных причин пострадавшие воздерживаются от обращения за помощью.

   Во многих семьях, имеющих имидж добропорядочных, нередко совершается тихое насилие. Выявление таких фактов зачастую осложняется тем, что тот, кто ощущает такое насилие, боясь испортить репутацию семьи и разрушить видимость мнимого благополучия, не решается обратиться за помощью не только в государственные органы, но и к своим знакомым, родственникам и близким. Однако, человеческое терпение не бесконечно, и, порой, спокойная, милая женщина, уставшая от мужа - тирана, или ребенок, над которым постоянно издеваются родители, становятся убийцами. Принимая во внимание латентность бытовых преступлений, сотрудники милиции уделяют жертвам семейного насилия особое внимание.

 

свернуть

В рамках закона

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О ПРАВАХ РЕБЕНКА»

Статья 9 гласит: «Государство охраняет неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, физического и психологического насилия, жестокого, грубого и оскорбительного обращения, сексуальных извращений, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других одурманивающих средств, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми со стороны родителей, лиц, их заменяющих, и родственников».

Статья 17 гласит: «Семья несет ответственность за ребенка. Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе. При нахождении детей на государственном обеспечении родители обязаны возмещать в полном объеме расходы, затраченные государством на содержание их детей (на основании Декрета Президента РБ от 24.11.2006г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь (вплоть до лишения свободы).

   В конце 20 века (1989 году) Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка, которая юридически и морально закрепила права детей в мире во всевозможных ситуациях и обстоятельствах, комплекс мер с целью их защиты от всех видов и форм насилия, грубого обращения или эксплуатации.

 КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья 32. Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

… Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь.

      Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей…

 КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О БРАКЕ И СЕМЬЕ

Статья 66. Защита прав и законных интересов детей

     При невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них), а также иными лицами и организациями, принимающими участие в воспитании ребенка, своих обязанностей по воспитанию, обучению либо содержанию детей, или злоупотреблении родительскими правами, или отрицательном влиянии на поведение детей, или жестоком обращении с ними дети вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет – и в суд.

     Родители вправе обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей к юридическому или физическому лицу, нарушившему их права и законные интересы.

 Статья 67. Ответственность за ненадлежащее воспитание детей

    Родители, а также иные лица и организации, принимающие участие в воспитании ребенка, в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за ненадлежащее воспитание детей.

    Воспитание признается ненадлежащим, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, а также если ребенок находится в социально опасном положении (вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения).

 Статья 80. Лишение родительских прав

    Родители или один из них могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, а также если родители являются хроническими алкоголиками или наркоманами или если родители подали письменное заявление об отказе от ребенка.

    Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства.

    При отказе без уважительных причин взять ребенка из родильного дома (отделения) и других детских лечебно-профилактических и учебно-воспитательных учреждений, а также от лиц, у которых ребенок находится на воспитании, в обязательном порядке предъявляется иск о лишении родительских прав.

    При лишении родительских прав обоих родителей, а также одного родителя, если передача ребенка другому родителю нецелесообразна или невозможна, суд принимает решение о передаче ребенка на попечение органа опеки и попечительства.

     О принятом решении суд уведомляет государственный орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту регистрации рождения ребенка.

 Статья 100. Обязанности детей в отношении родителей

     Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. Содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей является обязанностью их совершеннолетних трудоспособных детей.

 

свернуть

Домашнее насилие

Чем же является домашнее насилие? Вы хотите уйти от насильника-партнера, но боитесь за безопасность детей? Выход есть всегда! Но прежде знайте, что все – и мужчины и женщины, имеют равные права в потребности комфорта и безопасности в собственном доме

Общие дефиниции насилия в семье

Домашнее насилие - систематические физические, словесные, моральные и экономические оскорбления и принуждения с целью запугивания и получения власти одних членов семьи над другими. 

Если, в общем, насилие можно определить как действие, причиняющее физические страдания или ущерб другому лицу, то в домашнем насилии четко обозначены источник и точка приложения этого действия – семья.

Домашнее насилие - это система поведения одного человека для сохранения власти и контроля над другим человеком внутри семьи.

Если в вашей семье, по отношению к вам или другим членам семьи применяется насилие, вам необходимо признаться в том, что эта проблема касается именно вас и осознать, четко осознать, что это не ваша вина. В очень сложной ситуации самым лучшим выходом будет обратиться за помощью и поддержкой к компетентным специалистам, обратиться за помощью в правоохранительные органы.

Поможет ли правоохранительная система?

В законодательстве Республики Беларусь акцент на домашнее насилие не делается. И в уголовном, и в административном кодексе ответственность наступает за типичные формы насилия - нанесение телесных повреждений, изнасилование, истязание, убийство. Некоторые формы насилия фактически уголовно не наказываются, если они совершены в рамках семьи. Милиция должна более серьезно подходить к вопросу предупреждения правонарушений в семье.

Как же всё-таки вести себя в таком случае? Если появились поводы для беспокойства, специалисты рекомендуют заранее принять ряд мер: иметь "аварийную" сумму денег, документы, одежду, лекарства для себя и детей; запасные ключи; заранее договориться с родственниками и друзьями о предоставлении убежища в случае опасности…

Если насилие уже проявилось - расскажите об этом тому, кому вы доверяете. Можно также договориться с соседями, чтобы они вызывали милицию, если услышат шум и крики из вашего жилища.

Если вас ударили, избили, обратитесь в травматологический пункт, сохраняйте порванную одежду, сломанные вещи, можно также воспользоваться фотоаппаратом, чтобы зафиксировать ситуацию. Все это может пригодиться при возможном судебном разбирательстве. Если работники милиции отказываются принять у вас заявление, требуйте встречи с их руководством, запишите имена и телефоны милиционеров.

Защищайте себя!

Консультирование и поддержка

Сегодня существует достаточно людей, специалистов и организаций, к которым можно обратиться в любой момент, если вы страдаете от насилия в семье. Это может быть поддержка со стороны священника, психолога, локальных групп поддержки и помощи, или других организаций, действующих благотворительно. Поэтому, если ситуация в семье неблагоприятная или уже проявляются первые признаки насилия по отношению к вам, следует позаботиться о своей безопасности. Так сказать, предупредить беду.

Почему стоит быть осторожным?

Исследователи, работающие с проблемой домашнего насилия, отмечают, что существует цикл насилия: замкнутый круг чередующих друг друга ситуаций, разорвать который для многих довольно трудно. Повторение вновь и вновь актов насилия по отношению к своим близким словно запрограммировано заранее и вытекает из логики динамичного развития насильственной ситуации.

Теория о циклическом характере домашнего насилия была представлена в 1970-е годы американской исследовательницей Lenore Walker и на сегодняшний день является общепринятой. Согласно её концепции, домашнее насилие — это повторяющийся с увеличением частоты цикл действий, включающий в себя 3 стадии:

1. Стадия нарастания напряжения

Продолжительность: может длиться минуты или месяцы.

К первой стадии относится период, в течение которого нарастает напряжение в семье. Насильник начинает злиться по незначительным причинам или без причины, становиться раздражительным и ищет повод для выхода своей агрессии. Факт нарастания напряжения часто отрицается как пострадавшим(ей), так и виновником этого напряжения. Происходящее оправдывается стрессом, плохим самочувствием, неприятностями на работе и т.д. Во время нарастания напряжения Жертва старается снять это напряжение и во всем угодить партнеру. Жертва считает, что ответственность за происходящее лежит на ней. Иногда удается на какое-то время снять напряжение, но через какое-то время он вспыхнет с еще большей силой.

Часто Жертва чувствует, что не в состоянии контролировать происходящее в семье. И именно на этой стадии она может начать искать помощь вне семьи: у родственников, друзей, у специалистов.

2. Стадия активного насилия

Продолжительность: может длиться от нескольких минут до нескольких часов.

На второй стадии скопившееся напряжение перерастает в акт насилия любой формы. Акт насилия почти всегда происходит без посторонних. Насилие может быть физическим, сексуальным или принимать различные смешанные формы, сопровождаясь оскорблениями и унижением. Обидчик очень часто перекладывает вину за совершенное насилие на Жертву.

3. Стадия: «медовый месяц»

Продолжительность: не продолжается долго.

К этой стадии относится период после совершенного насилия. Это период передышки, относительного спокойствия и раскаяния. Обидчик просит прощения, одаривает Жертву подарками, становится добрым и внимательным, во всем помогает Жертве и заботится о ней. Он делает все, чтобы искупить свою вину. На этой стадии обидчик может быть искренним. Жертва здесь верит его словам и обещаниям, что насилие больше не повториться. Именно эта стадия создает иллюзию о том, что возможно улучшение их жизни, что агрессор, наконец, все осознал и готов измениться. При этом обидчик все равно обвиняет Жертву и доказывает ей, что она сама его спровоцировала, но обещает, что такого больше не повториться.

Обидчик снова накапливает проблемы, рождающие агрессию, которую он выражает в семье.

Потенциальные угрозы

Ваш агрессивный партнер будет предпринимать попытки запугать вас тем, что если вы кому-нибудь признаетесь в том, что страдаете от насилия, то тот заберет у вас ребенка (детей). Помните! Ни одна социальная служба не отберет у вас детей, потому как просто не имеет на это права.

Если вы боитесь, что обидчик может обидеть (снасильничать) ребенка, незамедлительно обратитесь за помощью. Локальная группа поддержки  для людей, переживших насилие, юрист социальной службы, сектор охраны детства посоветуют вам, как защитить себя, как защитить детей, а так же, как ограничить контакты ребенка с агрессивным обидчиком.

свернуть

Дом без насилия

 

В рамках проведения профилактической акции "Дом без насилия" в государственном учреждении образования "Ясли-сад д.Н.Лыщицы" разработан план мероприятий, направленных на информирование законных представителей воспитанников учреждения образования в решении проблем насилия в семье.

Домашнее насилие происходит за закрытыми дверями, но оно, несомненно, является проблемой всего общества. Насилие в семье — наиболее распространенная форма насилия в отношении женщин. Согласно исследованиям, проведенным в ряде стран Всемирной организацией здравоохранения, до 70% женщин хотя бы раз в жизни подвергались физическому насилию со стороны своего интимного партнера или мужа. Многие женщины совершают грубую ошибку, когда после первого или второго семейного скандала, завершившегося рукоприкладством со стороны мужа-агрессора, не придают этому особого значения и не обращаются за помощью к специалистам.

Помните: в 95% случаев, если насилие уже имело место, оно повторится.

Насилие в любой форме проявления неприемлемо для общества. Где есть насилие в семье — нет семьи. Просим вас задуматься: а правильно ли живете вы?

Помните: мир без насилия начинается в вашем доме! Сделаем его безопасным вместе!

ПЛАН

 проведения республиканской профилактической  акции

«Дом без насилия»

в государственном учреждении образования "Ясли-сад д.Н.Лыщицы"

с 13 по 24 апреля 2020 года

Мероприятия

Группы

Дата

Ответственный

1

Размещение на стендах информации о проведении акции

«Дом без насилия!»

 

Все группы

13-24 апреля

Воспитатели дошкольного образования

2

Консультация для родителей "Психологическое насилие над детьми в семье"

Все группы

14 апреля 

Совет профилактики учреждения образования

3

Консультации для родителей "Жестокое обращение с детьми и соблюдение прав ребёнка на защиту от всех форм насилия", "Профилактика жестокого обращения с  детьми в семье"

Все группы

13-24 апреля

Воспитатели дошкольного образования

4

Беседы с родителями о видах насилия

Все группы

13-24 апреля

Воспитатели дошкольного образования

 

5

Изготовление и распространение профилактических листовок, буклетов по профилактике семейного насилия

Все группы

13-24 апреля

Воспитатели дошкольного образования

6

Размещение на сайте учреждения информации о проведении Акции, по предупреждению насилия в семье 

-

 

до 20  апреля

Заведующий учреждением

 

 

                                                    Изображение

 
свернуть