Советы психолога

Что происходит дома за закрытой дверью

Чем домашнее насилие отличается от конфликта?

Виды домашнего насилия.

Во все времена и в любых обществах люди разных сословий, рас, достатка, вероисповеданий и культурных традиций сталкивались с различными проявлениями насилия. Про такие случаи насилия, как военные конфликты, ограбления или убийства, как правило, узнать легче, поскольку они обсуждаются в информационном пространстве. Однако менее заметны, но зачастую более разрушительны происходящие за закрытыми дверями случаи домашнего насилия, о которых никто никогда так и не узнает, и которые могут привести к гибели человека (людей).

Ситуация насилия может произойти в любых семейных взаимоотношениях и между людьми, входящими в состав одной семьи, проживающими в одном доме и под одной крышей или проживающими раздельно, но объединенными близкими отношениями, семейными узами, в том числе в отношении пожилых людей и инвалидов.

Домашнее насилие часто называют тихой эпидемией. Несмотря на то, что пострадавшие находятся на виду у всех, часто они невидимы, со страхом отрицают свое положение и прячутся под маской счастливых семей или называют обычными семейными конфликтами…

Так чем домашнее насилие отличается от конфликта?

  • Домашнее насилие отличается от конфликта систематическим повтором различных видов актов агрессии.
  • В ситуации домашнего насилия один человек постоянно контролирует другого человека с применением силы или психологического, финансового воздействия, что приводит к страданиям контролируемого.
  • Конфликты часто перерастают в насилие, если в спорной ситуации партнеры участвуют не на равных позициях, и один управляет другим и контролирует его.
  • В насильственных отношениях одна из сторон подчинена другой: лицо, применяющее насилие, использует свое физическое, психологическое, финансовое или социальное преимущество, чтобы доминировать над жертвой.

Конфликт:

  • может быть разрешен;
  • стороны выступают на равных;
  • может происходить между людьми, не входящими

в близкое социальное окружение друг друга;

  • у конфликта есть причина или предмет конфликта;
  • цель конфликта – разрешение какой-либо конкретной проблемы, на которую у конфликтующих сторон имеются разные взгляды;
  • конструктивные конфликты не нарушают права участвующих в нем сторон, а приводят в конечном итоге к достижению общности взглядов в решении проблемы.

Домашнее насилие:

  • постоянно повторяется во времени с увеличением

частоты и усугублением жестокости инцидентов;

  • один человек доминирует над другим;
  • тот, кто применяет насилие, и пострадавший – близкие люди;
  • у домашнего насилия нет причин, а есть поводы, которые постоянно ищет человек,

применяющий насилие;

  • цель применяющего домашнее насилие человека – установить власть и контроль над членом (членами) своей семьи;
  • при домашнем насилии всегда нарушаются права пострадавших.

Цель домашнего насилия – запугать, доминировать, преследовать и властвовать над жизнью другого члена (членов) семьи. Это широкий термин, который включает себя различные действия лиц, применяющих насилие.

Какие бывают виды домашнего насилия?

Физическое насилие-  это толкание, хватание, щипки, удары, шлепки, таскание за волосы и другие действия, которые могут привести к физическим травмам; отказ в медицинской помощи, принуждение к употреблению алкоголя или наркотиков; препятствие в обращении за необходимой медицинской помощью .

Психологическое насилие- включает в себя разрушение самооценки или самоуважения человека посредством оскорблений, постоянной критики, пренебрежения способностями и талантами человека; угрозы причинить вред супруге (супругу), партнеру, детям, друзьям, домашним животным или самому себе; преднамеренная изоляция человека от других членов семьи, друзей         образовательных учреждений, работы, былых увлечений. Вред от этого вида домашнего насилия часто преуменьшается или игнорируется даже самими пострадавшими. Цель психологического насилия – подорвать чувство независимости и собственного достоинства человека, внушение ощущения безвыходности или беспомощности – как будто без лица, применяющего насилие (чаще всего партнера, супруга) у пострадавшей ничего не получится. Шрамы психологического насилия очень реальны и глубоки, этот вид насилия может быть не менее, а иногда даже более разрушительным, чем физическое насилие.

Экономическое насилие- подразумевает осуществление тотального контроля над финансовыми ресурсами члена (членов) семьи, ограничения его (их) доступа к деньгам или финансовым активам семьи, создание препятствий или запрет на трудоустройство или получение образования.

Сексуальное насилие- включает принуждение к половому контакту, изнасилование, сексуальное унижение человека; нежелательные прикосновения, принуждение к просмотру видео порнографического характера, шантаж с использованием фото и видеосъемки интимного характера.

В семье, где существует насилие, оно чаще всего совершается в комплексе, где человек страдает одновременно от нескольких видов домашнего насилия. При этом лица, применяющие насилие, зачастую избирают такие изощренные методы воздействия на пострадавших, что их сложно отнести к какому-либо одному из вышеперечисленных видов домашнего насилия. К ним относятся такие действия, как

Преследование бывших интимных партнеров (супругов), или сталкинг

Включает в себя: появление преследователей без предупреждения в доме, по месту учебы (работы) пострадавших; отправка преследователями угрожающих или навязчивых текстовых сообщений и электронных писем пострадавшим; навязчивые и нежелательные способы наладить контакт с пострадавшими посредством телефонных звонков, встреч в общественных местах или у дома; причинение преследователями преднамеренного ущерба имуществу пострадавших (дому, машине, мобильному телефону и др.

Газлайтинг

Форма насилия, главная задача которого – вызвать сомнение у пострадавших в адекватности восприятия ситуаций, себя и других людей, в целом всего мира. Став жертвой газлайтинга, когда человеку постоянно твердят: «Такого не было, ты не так понял/а», – человеку начинается казаться, что он (она) действительно неадекватно воспринимает реальность.

В некоторых случаях пострадавшие обращаются в ТЦСОН не потому, что это их собственное решение, а под давлением окружающих (близких, родственников, сотрудников правоохранительных органов, органов образования), проявляя несамостоятельность и потому не готовы на комплексное решение собственных проблем. Все составные элементы социальной работы с пострадавшими от домашнего насилия должны проводиться с их согласия. Только в этом случае проводимая работа будет эффективной.

                                                                                                                                                                     ГУ «Территориальный центр социального

                                                                                                                                                                     обслуживания населения Брестского района».

 

свернуть

Вредные привычки

Стыдить ребёнка вредно

Кризис 7 лет

Какой ваш ребенок

Какой ваш ребенок

от 3 до 4 лет

 

Ребенок в этом возрасте:

¨    Учится оценивать свои поступки с позиции добра и зла, сравнивать себя с другими, хорошо усвоил, как себя вести, но может быть хитрым и двуличным. Знает, как надо выглядеть и перед кем.

¨    Эмоционален, и его чувства безграничны, он в них целиком, но ненадолго.

¨    Боится сказочных персонажей, позже начинает бояться темноты и одиночества, еще позже – замкнутого пространства., поэтому ему трудно ложиться спать в своей комнате в темноте. Еще боится боли, уколов, крови, визитов к врачу.

¨    Начинает стыдиться нежелательных поступков, научается сочувствовать и сострадать, но может быть и завистливым, и агрессивным, и конфликтным.

¨    Начинает понимать и чувствовать оттенки и нюансы окружающего мира. Моет уловить насмешку над собой и не прощает унижения себя, но ведет себя, подчеркивая свое превосходство над соперниками. Может ябедничать, дабы уточнить усвоенные нормы поведения, и показать, какой он правильный. Может хвастаться. Знает, кто в доме главный.

¨    Подражает сильному, не понимая, что сильный – не всегда самый достойный.

¨    Усваивает свою половую принадлежность, пытаясь взять на себя роль своего пола. После трех обычно начинается период романтической любви к родителю противоположного пола.

¨    Труднее обходиться без ровесников. Могут поиграть со сверстниками в сюжетно-ролевые игры, но к мнению сверстников не прислушиваются. Они, как правило, играют рядом, но не вместе.

¨    Учится справляться с зависимостью от мамы, воспринимая себя отдельно от родителей. Но ищет отношения партнерства и поэтому требует внимания..

¨    Может ощущать присутствие родителей даже тогда, когда их нет, т.к. у ребенка начинает развиваться образное мышление. Может запечатлеть в памяти не только названия предметов, но и их образы и символы. Способен по картинке сочинить рассказ. К 4 годам начинают обобщать и понимать, что чашки, блюдца и тарелки – это мебель.

¨    На 90% усваивает свой родной язык. Активный словарь увеличивается не по дням, а по часам. Способе постичь смысл конкретного понятия, абстрактное заучивается механически. Как правило, все предложения произносит в настоящем времени. Речь однотипна: подлежащее, потом сказуемое, потом дополнение. Речь обогащается в игре, особенно в игре со сверстниками.

¨    Может мыслить вслух, сам задавая себе вопросы и отвечая на них. Появляются вопросы «Почему?».

¨    В 4 года ребенок может заниматься одним делом до 40 минут, но при этом постоянно отвлекаясь и переключая свое внимание с одного объекта на другой. Ему под силу концентрировать внимание лишь на одном предмете. Поэтому ему пока не под силу самостоятельно убрать за собой игрушки, но ему под силу это сделать со взрослым.

¨    У ребенка совершенствуются навыки движений и улучшается их координация. Бегает, балансирует и неуклюже подпрыгивает на одной ноге, ступает с пятки на носок, может одновременно действовать руками и ногами. Бросает и ловит брошенный ему мяч.

¨    До 4 лет обычно ребенку все равно, какую руку он использует, но с четырех начинает предпочитать какую-либо.

¨    Сам одевается и обувается, но не умеет зашнуровывать ботинки.

¨    Может забивать гвозди, начинает резать ножницами. Рисует круг без образца перед глазами, квадрат, правда с неровными краями. В3 года рисует человека «головонога», в 4 – с шестью частями тела.

Какой ваш ребенок

от 4 до 5 лет

Ребенок в этом возрасте:

¨    Самоутверждаясь, приписывает себе качества и свойства, которыми не обладает, но очень хотел бы сам обладать, прекрасно понимая всю их ценность. Он самый, самый… Искренне в это верит и обижается, если не верят ему.

¨    Может впервые влюбиться в какую-нибудь конопатую девчушку, и эта влюбленность самая наивная и чистая.

¨    Все видя в розовых очках, внезапно замечает серость окружающего мира. И, будто отрезвленный, он, потрясенный собственным несовершенством, впадает в другую крайность: из всемогущего став приземленным и сомневающимся даже в пустяках. Ребенок на распутье, не в силах спрятать неуверенность и робость.

¨    К пяти годам преодолевает порог застенчивости. Теперь уже он мало упивается успехами, а в основном стыдится недостатков, сам презирая в себе трусость, жадность, ложь. Как и раньше, весь в эмоциях, но уже умеет скрывать обиду и даже сдержать слезы и страх.

¨    Находится на пике страхов перед сказочными персонажами. Используя свой небольшой опыт жизни, убегает от собаки, и не войдет, как раньше, в речку, пока не будет знать какая глубина. Боится неприятных сновидений и темноты, воров, нападения.… Но больше всего его мучит страх, который почти невозможно миновать, - страх наказания родителями за шалости и баловство.

¨    Обычно появляются стереотипы их полового поведения, что больше всего отражается в игре. Это возраст полоролевой идентификации ребенка. При этом романтическая любовь к родителю противоположного пола не прошла.

¨    Уже не может обходиться без ровесников. Сюжетно-ролевые групповые игры все чаще выступают на первый план. Роль взрослого в игре к пяти годам почти исчезает. Налаживаются взаимоотношения со сверстниками. Играя, ребенок учится сотрудничать и разрешать конфликты, пытается уладить недоразумения и ссоры. Он учится проигрывать и побеждать и подчиняться большинству даже тогда, когда имеет свое мнение.

¨    К пяти годам дистанцируется от родителей, т.к. физическая близость ослабевает, однако она заменяется взаимопониманием между детьми и их родителями, основанным на партнерстве и дружеских взаимоотношениях.

¨    Шагает семимильными шагами, поражая все умом, т.к. в 4,5 года обычно начинается скачок в нервно-психическом развитии ребенка.

¨    Владеет словарем, вмещающим более 2000 слов. В нем появляются абстрактные понятия. Пытается постичь смысл общих категорий, таких, как счастье, любовь…. Может видоизменять слова, изобретая новые. Появляются сложноподчиненные предложения. Моет менять местами части речи. Использует будущее и прошедшее время.

¨    Совершенствуется образное, символическое мышление. Знает свое имя, фамилию, возраст, адрес. Способен сознательно быть дисциплинированным и концентрировать внимание на заданиях, не отвлекаясь по пустякам. Учится считать.

¨    Делает успехи в рисовании и лепке. Человек имеет туловище, руки, ноги, лицо с глазами, ртом, иногда с ушами. В пять лет может начинать учиться игре на некоторых музыкальных инструментах.

¨    Твердо знает, что значит «справа», «слева», «спереди», «позади». Все лучше ориентируется в пространстве. В пять лет различает треугольник, прямоугольник, квадрат.

¨    Напоминает вечный «двигатель».

¨    К пяти годам приобретает ловкость, гибкость. Моет прыгать на одной ноге. Ему доступны прыжки в длину, высоту. На лету может хватать мяч. Может научиться кататься на двухколесном велосипеде. Обычно с удовольствием танцует.

¨    Может сам зашнуровывать ботинки и даже завязать шнурки, легко застегивает и расстегивает пуговицы. Пользуется столовыми приборами, иногда даже ножом. Умет пользоваться расческой и носовым платком. Может выполнить 2-3 поручения сразу.

Характеристики психического

развития ребенка 5 – 6 –го возраста.

         Шестилетний возраст – это период, когда формируется психологическая готовность к обучению в школе  (интеллектуальная, социально-личностная, волевая). Кризис семи лет ещё впереди, а сейчас главное сформировать желание, ожидание посещения школы, благоприятный эмоциональный фон. Необходимо закрепить желание заниматься «серьёзными» делами, выполнять «ответственные» поручения, задания учебного характера.

 Основными интеллектуальными достижениями

Ребенка шестилетнего возраста являются:

1. Усложняется познавательная сфера, происходит обогащение знаниями об окружающем мире, появляются обобщенные знания о взаимосвязи предметов и явлений.

  1. Развивается способность оценивать свои решения. Характерно наглядно-

    образное мышление (высшая форма – образно – схематическое), словесное  

    мышление.

  1. Развиваются мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез,

    классификация).

  1. Проявляется способность к практическому и умственному

    экспериментированию, знаковому опосредованию, символическому

    моделированию, логическим операциям.

  1. Проявляется диалектичность мышления, способен улавливать противоречия.
  2. Складывается «внутренний план действия». С характерным для него

    оперированием «в уме» заместителями реальных предметов (обрезами,

    схемами и т.д.).

7. Развивается воссоздающее и творческое воображение, способность к

    целостному планированию предстоящей деятельности.

  1. Развивается память (образная, механическая, двигательная, логическая).

    Проявляются  элементы произвольной, опосредованной, словесной памяти.

9. Развивается сенсорика. Овладевает связной речью; речь становится

    предметом осознания, осмысления.

 Личностное и эмоционально-волевое

развитие ребенка шестилетнего возраста.

1. Значимые мотивы: интерес к новым видам деятельности; установление и

    сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми; мотивы  

    личных достижений, самолюбия, самоутверждения.

    Возникает соподчинённость мотивов. Идет процесс активного становления

    ценностности.

  1. Чувства становятся более устойчивыми, глубокими, осознанными.

    Развиваются высшие чувства (нравственные, познавательные, эстетические).

   У шестилетних они нередко становятся мотивом поведения.

  1. Развиваются эмоциональные процессы. Ребенок научается сопереживать,

    сочувствовать.

4. К семи годам ребенок способен сдерживать свои эмоциональные реакции.

5. Развивается воля. Ребенок способен поставить цель, принять решение,

    наметить план, исполнить его, оценить результат своего действия.

6. Проявляется произвольность в общении и управлении психическими

    функциями (произвольное внимание, память, воображение).

 

Психологическая культура ребенка

шестилетнего возраста

  1. Возрастание значимости для ребенка социального окружения.
  2. Образ «Я» включает в себя «Я – настоящее», «Я – будущее,

    потенциальная». Ребенок оценивает себя во всех временных изменениях.

  1. Обучается оценивать другого человека по его личностным качествам.

    Фиксирует внутреннее состояние самого себя, своих психических

    функций.

  1. Наблюдается проявление этнического самосознания («Я – белорус»).

    Проявляются критические элементы самокритичности. Осознает ценность

    родственных связей. Возникает внутренняя позиция «Я – будущий

    школьник».

  1. Развивается психологическая наблюдательность. Чувствуют отношение

    людей к ним.

  1. В своем поведении ориентируются на оценку взрослого, стремятся к единству взглядов.
  2. Проявляет вежливость, послушание. Способен к проявлению статусно –

    ролевой гибкости.

8. Овладевают умениями вести себя в общественных местах, проявляют

    социальное мышление.

  1. Овладевают основами ролевого поведения («Я вижу», «Я понимаю», «Я

    оцениваю», «Я действую»).

10. Усваивают своеобразие детской субкультуры, преодолевают

      межличностные «Трения».

11. Развиваются навыки делового взаимодействия, сотрудничества.

 

 

 

       

свернуть

Кризис 3-х лет