Дополнительные образовательные услуги

Материнская школа - новая форма работы с детьми.

Кодекс Республики Беларусь об образовании ориентирует педагогических работников и родителей на совместную партнёрскую деятельность по воспитанию личности ребёнка на всех уровнях образования с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Государственная политика в отношении детей младенческого и раннего возраста в нашей стране предусматривает своей важнейшей задачей всестороннюю гарантированную защиту государством и обществом детства и семьи. Младенческий и ранний возраст — начальный этап физического, психического и социального развития личности ребёнка от рождения до трёх лет. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании родители являются субъектами общественных отношений в сфере образования, участниками образовательного процесса. Учебная программа дошкольного образования, которая определяет содержание дошкольного образования в Республике Беларусь, ориентирует педагогов на партнёрские отношения с родителями, сотрудничество и сотворчество. Именно в процессе такого взаимодействия совершенствуется педагогическая позиция родителей и педагогов, формируется единство взглядов на ребёнка как на самоценность, неповторимую уникальность. Специалисты дошкольных учреждений оказывают содействие в личностном развитии и саморазвитии родителей как воспитателей своих детей, приобщении их к психологической и педагогической культуре, умении анализировать и объективно оценивать свои воспитательные возможности и способности, стиль своего общения с детьми. Совместная деятельность дошкольного учреждения и семьи рассматривается как взаимодополняющая, в которой каждый из субъектов взаимодействия в полной мере использует потенциал дошкольного учреждения и семьи.

Многие современные родители не обладают достаточным уровнем компетентности в сфере воспитания малыша. В процессе исследования взаимодействия матери и ребёнка раннего возраста установлено нечувствительное и навязчивое поведение матери в нём. Имеют место случаи физического наказания детей.

Учёные отмечают, что трудности в воспитании детей от рождения до трёх лет — это во многом неправильно организованное общение малыша с окружающими его взрослыми людьми и прежде всего — с родителями, указывают на связь проблемного поведения ребёнка с неумением взрослых увидеть в нём развивающуюся личность. Среди частых ошибок, допускаемых при воспитании ребёнка, можно выделить объектное отношение к нему; неприятие родителями своего малыша; ошибки взрослых, содержащиеся в их словесных обращениях к ребёнку; неправильное установление требований, правил, запретов, ограничений; дисбаланс поощрений и наказаний, их неправильное применение; неучитывание или игнорирование возрастных потребностей и особенностей; неучитывание и незнание особенностей протекания кризисных периодов. В качестве часто возникающих последствий неправильной организации общения с ребёнком отмечаются появление плача, страхов, ревности, капризов, непослушания, негативизма, замедленного и несвоевременного развития речи и игры, пассивности, трудности в установлении контакта с незнакомыми людьми, недостаточная эмоциональность и любознательность.

Отсутствие современных методических и информационных материалов по вопросам развития ребёнка от рождения до трёх лет ведёт к тому, что большая часть молодых родителей испытывают затруднения в определении направленности воспитания ребёнка, формировании представлений об особенностях его развития, приобретении навыков взаимодействия с ним. В Республике Беларусь предоставлена возможность воспитания детей до трёх лет в оптимальных условиях семьи. Однако педагогические возможности родителей не всегда соответствуют потребностям развития ребёнка.

Таким образом, возникает необходимость в разработке новых организационных форм педагогической поддержки детей от рождения до трёх лет, выступающей как помощь родителям в воспитании, обеспечивающим как полноценное развитие ребёнка в соответствии с его возрастными возможностями и потребностями, так и повышение педагогической компетентности их родителей.

Результаты экспериментальной работы по организации педагогической поддержки детей от рождения до трёх лет, проведённой в нашей стране, позволили выявить в качестве наиболее эффективной организационной формы «Материнскую школу», в которой осуществляется взаимодействие родителей, детей и педагогов. Придаётся особая значимость матери, семье и другому ближайшему окружению в создании условий, которые обеспечивают возможность дальнейшего развития и саморазвития ребёнка. Включение родителей, педагогов и детей в образовательный процесс «Материнской школы» способствует осознанию первыми ответственности за развитие ребёнка, предъявлению к себе требований как к родителю, участию детей в различных видах деятельности совместно со взрослыми, установлению субъект-субъектных отношений. Такая организационная форма педагогической поддержки отвечает потребностям развития ребёнка во взаимодействии со значимым взрослым через обеспечение социально-эмоционального окружения, адекватного потребностям его развития, постоянного общения с чувствительным, отзывчивым и эмоционально доступным близким человеком.

Организация педагогической поддержки в «Материнской школе» основывается на следующих принципах:

— субъектности, предполагающего рассмотрение субъектов педагогической поддержки как активных партнёров взаимодействия и установления социальных связей;

— интегративности, подразумевающего одновременную направленность усилий родителей и педагогов на определение содержания и способов сотрудничества с учётом специфики каждого взаимодействующего субъекта;

— вариативности, предусматривающего разно-образие форм и методов взаимодействия, опираясь на личностно ориентированный подход к каждому ребёнку и родителю;

— адекватности, предусматривающего обеспечение социально-эмоционального окружения ребёнка, адекватного потребностям его развития, постоянного и непрерывающегося общения с чувствительным, отзывчивым и эмоционально доступным близким человеком;

— межведомственности, основанного на интеграции усилий субъектов образовательного пространства, направленных на реализацию цели и содержания педагогической поддержки детей.

Подобранный комплекс принципов работы «Материнской школы» упорядочивает, организовывает и приводит в систему деятельность всех участников педагогической поддержки, придавая ей совместность.

Задачи «Материнской школы»:

— организация взаимодействия субъектов педагогической поддержки в условиях дошкольного учреждения и семьи в зависимости от возрастных особенностей и потребностей детей и запросов родителей;

— обеспечение совместного пребывания родителей и детей в дошкольном учреждении и систематического посещения педагогом семьи с целью оказания целенаправленной и компетентной помощи.

Основные функции «Материнской школы»:

— диагностическая — изучение особенностей воспитательных отношений в диаде «родитель-ребёнок», выявление их влияния на развитие детей;

— образовательная — обеспечение целенаправленной, систематической и компетентной помощи родителям в воспитании ребёнка, содействующей его полноценному развитию;

— развивающая — содействие включению различных специалистов в работу «Материнской школы», привлечение их к оказанию помощи родителям, детям, вовлечение родителей в процессы обучения, воспитания и развития;

— профилактическая — предупреждение влияния негативных явлений на развитие ребёнка;

— методическая — обеспечение родителей необходимыми информационными материалами об особенностях развития детей от рождения до трёх лет, методами и приёмами взаимодействия с ними.

Субъектами педагогической поддержки в «Материнской школе» являются педагоги, родители и дети.

Педагог дошкольного учреждения при реализации педагогической поддержки в «Материнской школе» выполняет следующие функции:

— диагностическую — выявление готовности родителей к педагогической поддержке, типов трудностей в воспитании ребёнка, содержания опыта воспитательных отношений, его осознанности и реализации во взаимодействии с ребёнком, отношения ребёнка к себе и другим людям;

— методическую — выбор методов, программно-методического обеспечения процесса педагогической поддержки, содействующих обогащению воспитательного опыта родителей и развитию ребёнка;

— организационную — организация взаимодействия педагогов, родителей и детей в условиях дошкольного учреждения и семьи, проведения занятий с родителями и детьми в триаде «педагог-родитель-ребёнок», диаде «педагог-родитель»;

— образовательную — содействие формированию ценностно-смыслового компонента, приобретению родителями знаний, умений и навыков, необходимых для воспитания ребёнка, взаимодействия с ним.

В процессе взаимодействия в триаде «педагог-родитель-ребёнок» педагог выполняет роли организатора, партнёра, наставника, консультанта.

Родители в процессе педагогической поддержки являются её активными участниками, осуществляют непосредственное взаимодействие с детьми и выполняют воспитывающую, обучающую, развивающую и оценочно-рефлексивную функции.

Воспитывающая функция родителей заключается в обеспечении субъект-субъектного взаимодействия с ребёнком, основанного на понимании его потребностей, безусловном принятии, а также в содействии вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта и стратега собственной жизни.

Суть обучающей функции — в содействии познанию ребёнком окружающего мира и себя, усвоению социального опыта, овладению деятельностью, лежащей в основе формирования личности (общение и предметная деятельность).

Развивающая функция заключается в содействии полноценному развитию ребёнка в соответствии с его возрастными потребностями.

Оценочно-рефлексивная функция состоит в осуществлении рефлексии, направленной на содержание опыта воспитательных отношений, способы деятельности по отношению к этому опыту, особенности развития ребёнка.

Родители выступают в роли родителя, партнёра, наставника и обучающегося.

Ребёнок выполняет познавательную, развивающую и регулирующую функции.

Познавательная функция заключается в приобретении способов познания себя и окружающего мира, проявлении познавательной активности.

Развивающая функция направлена на приобретение навыков социального поведения, овладение общением и действиями с предметами как деятельностями, обусловливающими изменения в психологических особенностях личности ребёнка на данном возрастном этапе.

Регулирующая — установление субъект-субъектных отношений с родителями, другими людьми, влияние на их поведение и действия, перестраивание своего поведения и действий в направлении, диктуемом оценкой взрослого.

Ребёнок выступает в роли партнёра и исследователя.

Взаимодействие в триаде «педагог-родитель-ребёнок» в дошкольном учреждении осуществляется в группах совместного пребывания родителей и детей, которые размещаются в специально оборудованных помещениях.

С родителями и детьми проводятся совместные занятия, а также создаются условия для самостоятельной работы родителей и игр детей, вступления их в контакт со сверстниками и взрослыми.

В таких группах решается целый спектр задач, связанных с укреплением здоровья, познавательным, социально-личностным, художественно-эстетическим развитием детей в процессе общения, занятий, игр. К работе с детьми и родителями привлекаются воспитатели, педагоги-психологи, музыкальные руководители, руководители физического воспитания, медицинские работники. 

Важное в работе «Материнской школы» — интеграция усилий всех участников педагогического процесса, способствующая реализации задач развития личности ребёнка. Её деятельность позволяет выступать педагогам и родителям партнёрами, помогает лучше узнать ребёнка, увидеть друг друга (в позитивном плане) в разных ситуациях, понять индивидуальные особенности детей, формировать ценностные жизненные ориентации, преодолевать негативные проявления в поведении, изучать опыт других родителей. «Материнская школа» придаёт совместной деятельности людей качественную определённость, значимость как для отдельной личности, так и для групп людей, для общества в целом. При этом происходит развитие активности и творческого потенциала, формирование культурных запросов и потребностей, создание условий для развития и наиболее полной реализации личности.

Работа «Материнской школы» базируется на взаимодействии педагогов и родителей на основе партнёрства, при котором каждая из сторон, глубоко осознавая свою ответственность, вносит вклад в развитие личности ребёнка с учётом своей специфики и активного взаимодействия. Ребёнок является тем центром, который объединяет воспитательные усилия взрослых на основе реализации принципа его личностного развития в деятельности. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей становится средством развития не только ребёнка, но и социально ответственных взрослых. Это то, что позволяет рассматривать «Материнскую школу» не только как организационную форму, но и как особый социальный институт, сущность которого прежде всего сконцентрирована в деятельности социальной общности, связанной единством территории.

Формами организации образовательного процесса являются групповые и индивидуальные занятия с родителями в соответствии с их запросами, занятия в триаде «педагог-родитель-ребёнок», а также игры детей.

Занятие может состоять из следующих частей:

1. Вводная часть. Включает обсуждение изменений, вопросов, затруднений, возникших между занятиями, результатов самостоятельной деятельности родителей: использовали ли они новый опыт, как им помогло то, чему они научились; определялись и обсуждались задачи, содержание предстоящего занятия.

2. Основная часть. Определяется содержанием того или иного этапа; включает информационный материал по вопросам воспитания, обучения и развития детей от рождения до трёх лет. Используются педагогические ситуации, литературные произведения, видеоматериалы, тренинговые задания и др., подобранные в соответствии с особенностями родителей и стоящими перед ними и педагогом задачами.

3. Заключительная часть. Включает рефлексию занятия, оценку приобретённого опыта, обсуждение возникших вопросов, тактики работы в период между занятиями.

Взаимодействие в триаде «педагог-родитель-ребёнок», которое реализуется в ходе занятий, способствует полноценному развитию ребёнка и обогащению опыта воспитательных отношений родителей.

В процессе самостоятельных игр малыши приобретают навыки действий с предметами, взаимодействия и установления отношений со сверстниками и другими взрослыми, реализуют свободу выбора в предметно-действенной и поведенческой сферах.

 

свернуть