Дополнительные образовательные услуги

Уважаемые родители!

в 2022/2023 учебном году в нашем учреждении  открыт  новый вид  дополнительных образовательных услуг "Группа в группе".  Ребёнок посещает основную группу на бесплатной основе по кратковременному режиму с 9.00 до 12.00

Получение такой услуги доступно   детям в возрасте от 2 до 5 лет на основании заявления законных представителей, выданного направления на ребёнка, медицинской справки.

Материнская школа - новая форма работы с детьми.

Кодекс Республики Беларусь об образовании ориентирует педагогических работников и родителей на совместную партнёрскую деятельность по воспитанию личности ребёнка на всех уровнях образования с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Государственная политика в отношении детей младенческого и раннего возраста в нашей стране предусматривает своей важнейшей задачей всестороннюю гарантированную защиту государством и обществом детства и семьи. Младенческий и ранний возраст — начальный этап физического, психического и социального развития личности ребёнка от рождения до трёх лет. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании родители являются субъектами общественных отношений в сфере образования, участниками образовательного процесса. Учебная программа дошкольного образования, которая определяет содержание дошкольного образования в Республике Беларусь, ориентирует педагогов на партнёрские отношения с родителями, сотрудничество и сотворчество. Именно в процессе такого взаимодействия совершенствуется педагогическая позиция родителей и педагогов, формируется единство взглядов на ребёнка как на самоценность, неповторимую уникальность. Специалисты дошкольных учреждений оказывают содействие в личностном развитии и саморазвитии родителей как воспитателей своих детей, приобщении их к психологической и педагогической культуре, умении анализировать и объективно оценивать свои воспитательные возможности и способности, стиль своего общения с детьми. Совместная деятельность дошкольного учреждения и семьи рассматривается как взаимодополняющая, в которой каждый из субъектов взаимодействия в полной мере использует потенциал дошкольного учреждения и семьи.

Многие современные родители не обладают достаточным уровнем компетентности в сфере воспитания малыша. В процессе исследования взаимодействия матери и ребёнка раннего возраста установлено нечувствительное и навязчивое поведение матери в нём. Имеют место случаи физического наказания детей.

Учёные отмечают, что трудности в воспитании детей от рождения до трёх лет — это во многом неправильно организованное общение малыша с окружающими его взрослыми людьми и прежде всего — с родителями, указывают на связь проблемного поведения ребёнка с неумением взрослых увидеть в нём развивающуюся личность. Среди частых ошибок, допускаемых при воспитании ребёнка, можно выделить объектное отношение к нему; неприятие родителями своего малыша; ошибки взрослых, содержащиеся в их словесных обращениях к ребёнку; неправильное установление требований, правил, запретов, ограничений; дисбаланс поощрений и наказаний, их неправильное применение; неучитывание или игнорирование возрастных потребностей и особенностей; неучитывание и незнание особенностей протекания кризисных периодов. В качестве часто возникающих последствий неправильной организации общения с ребёнком отмечаются появление плача, страхов, ревности, капризов, непослушания, негативизма, замедленного и несвоевременного развития речи и игры, пассивности, трудности в установлении контакта с незнакомыми людьми, недостаточная эмоциональность и любознательность.

Отсутствие современных методических и информационных материалов по вопросам развития ребёнка от рождения до трёх лет ведёт к тому, что большая часть молодых родителей испытывают затруднения в определении направленности воспитания ребёнка, формировании представлений об особенностях его развития, приобретении навыков взаимодействия с ним. В Республике Беларусь предоставлена возможность воспитания детей до трёх лет в оптимальных условиях семьи. Однако педагогические возможности родителей не всегда соответствуют потребностям развития ребёнка.

Таким образом, возникает необходимость в разработке новых организационных форм педагогической поддержки детей от рождения до трёх лет, выступающей как помощь родителям в воспитании, обеспечивающим как полноценное развитие ребёнка в соответствии с его возрастными возможностями и потребностями, так и повышение педагогической компетентности их родителей.

Результаты экспериментальной работы по организации педагогической поддержки детей от рождения до трёх лет, проведённой в нашей стране, позволили выявить в качестве наиболее эффективной организационной формы «Материнскую школу», в которой осуществляется взаимодействие родителей, детей и педагогов. Придаётся особая значимость матери, семье и другому ближайшему окружению в создании условий, которые обеспечивают возможность дальнейшего развития и саморазвития ребёнка. Включение родителей, педагогов и детей в образовательный процесс «Материнской школы» способствует осознанию первыми ответственности за развитие ребёнка, предъявлению к себе требований как к родителю, участию детей в различных видах деятельности совместно со взрослыми, установлению субъект-субъектных отношений. Такая организационная форма педагогической поддержки отвечает потребностям развития ребёнка во взаимодействии со значимым взрослым через обеспечение социально-эмоционального окружения, адекватного потребностям его развития, постоянного общения с чувствительным, отзывчивым и эмоционально доступным близким человеком.

Организация педагогической поддержки в «Материнской школе» основывается на следующих принципах:

— субъектности, предполагающего рассмотрение субъектов педагогической поддержки как активных партнёров взаимодействия и установления социальных связей;

— интегративности, подразумевающего одновременную направленность усилий родителей и педагогов на определение содержания и способов сотрудничества с учётом специфики каждого взаимодействующего субъекта;

— вариативности, предусматривающего разно-образие форм и методов взаимодействия, опираясь на личностно ориентированный подход к каждому ребёнку и родителю;

— адекватности, предусматривающего обеспечение социально-эмоционального окружения ребёнка, адекватного потребностям его развития, постоянного и непрерывающегося общения с чувствительным, отзывчивым и эмоционально доступным близким человеком;

— межведомственности, основанного на интеграции усилий субъектов образовательного пространства, направленных на реализацию цели и содержания педагогической поддержки детей.

Подобранный комплекс принципов работы «Материнской школы» упорядочивает, организовывает и приводит в систему деятельность всех участников педагогической поддержки, придавая ей совместность.

Задачи «Материнской школы»:

— организация взаимодействия субъектов педагогической поддержки в условиях дошкольного учреждения и семьи в зависимости от возрастных особенностей и потребностей детей и запросов родителей;

— обеспечение совместного пребывания родителей и детей в дошкольном учреждении и систематического посещения педагогом семьи с целью оказания целенаправленной и компетентной помощи.

Основные функции «Материнской школы»:

— диагностическая — изучение особенностей воспитательных отношений в диаде «родитель-ребёнок», выявление их влияния на развитие детей;

— образовательная — обеспечение целенаправленной, систематической и компетентной помощи родителям в воспитании ребёнка, содействующей его полноценному развитию;

— развивающая — содействие включению различных специалистов в работу «Материнской школы», привлечение их к оказанию помощи родителям, детям, вовлечение родителей в процессы обучения, воспитания и развития;

— профилактическая — предупреждение влияния негативных явлений на развитие ребёнка;

— методическая — обеспечение родителей необходимыми информационными материалами об особенностях развития детей от рождения до трёх лет, методами и приёмами взаимодействия с ними.

Субъектами педагогической поддержки в «Материнской школе» являются педагоги, родители и дети.

Педагог дошкольного учреждения при реализации педагогической поддержки в «Материнской школе» выполняет следующие функции:

— диагностическую — выявление готовности родителей к педагогической поддержке, типов трудностей в воспитании ребёнка, содержания опыта воспитательных отношений, его осознанности и реализации во взаимодействии с ребёнком, отношения ребёнка к себе и другим людям;

— методическую — выбор методов, программно-методического обеспечения процесса педагогической поддержки, содействующих обогащению воспитательного опыта родителей и развитию ребёнка;

— организационную — организация взаимодействия педагогов, родителей и детей в условиях дошкольного учреждения и семьи, проведения занятий с родителями и детьми в триаде «педагог-родитель-ребёнок», диаде «педагог-родитель»;

— образовательную — содействие формированию ценностно-смыслового компонента, приобретению родителями знаний, умений и навыков, необходимых для воспитания ребёнка, взаимодействия с ним.

В процессе взаимодействия в триаде «педагог-родитель-ребёнок» педагог выполняет роли организатора, партнёра, наставника, консультанта.

Родители в процессе педагогической поддержки являются её активными участниками, осуществляют непосредственное взаимодействие с детьми и выполняют воспитывающую, обучающую, развивающую и оценочно-рефлексивную функции.

Воспитывающая функция родителей заключается в обеспечении субъект-субъектного взаимодействия с ребёнком, основанного на понимании его потребностей, безусловном принятии, а также в содействии вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта и стратега собственной жизни.

Суть обучающей функции — в содействии познанию ребёнком окружающего мира и себя, усвоению социального опыта, овладению деятельностью, лежащей в основе формирования личности (общение и предметная деятельность).

Развивающая функция заключается в содействии полноценному развитию ребёнка в соответствии с его возрастными потребностями.

Оценочно-рефлексивная функция состоит в осуществлении рефлексии, направленной на содержание опыта воспитательных отношений, способы деятельности по отношению к этому опыту, особенности развития ребёнка.

Родители выступают в роли родителя, партнёра, наставника и обучающегося.

Ребёнок выполняет познавательную, развивающую и регулирующую функции.

Познавательная функция заключается в приобретении способов познания себя и окружающего мира, проявлении познавательной активности.

Развивающая функция направлена на приобретение навыков социального поведения, овладение общением и действиями с предметами как деятельностями, обусловливающими изменения в психологических особенностях личности ребёнка на данном возрастном этапе.

Регулирующая — установление субъект-субъектных отношений с родителями, другими людьми, влияние на их поведение и действия, перестраивание своего поведения и действий в направлении, диктуемом оценкой взрослого.

Ребёнок выступает в роли партнёра и исследователя.

Взаимодействие в триаде «педагог-родитель-ребёнок» в дошкольном учреждении осуществляется в группах совместного пребывания родителей и детей, которые размещаются в специально оборудованных помещениях.

С родителями и детьми проводятся совместные занятия, а также создаются условия для самостоятельной работы родителей и игр детей, вступления их в контакт со сверстниками и взрослыми.

В таких группах решается целый спектр задач, связанных с укреплением здоровья, познавательным, социально-личностным, художественно-эстетическим развитием детей в процессе общения, занятий, игр. К работе с детьми и родителями привлекаются воспитатели, педагоги-психологи, музыкальные руководители, руководители физического воспитания, медицинские работники. 

Важное в работе «Материнской школы» — интеграция усилий всех участников педагогического процесса, способствующая реализации задач развития личности ребёнка. Её деятельность позволяет выступать педагогам и родителям партнёрами, помогает лучше узнать ребёнка, увидеть друг друга (в позитивном плане) в разных ситуациях, понять индивидуальные особенности детей, формировать ценностные жизненные ориентации, преодолевать негативные проявления в поведении, изучать опыт других родителей. «Материнская школа» придаёт совместной деятельности людей качественную определённость, значимость как для отдельной личности, так и для групп людей, для общества в целом. При этом происходит развитие активности и творческого потенциала, формирование культурных запросов и потребностей, создание условий для развития и наиболее полной реализации личности.

Работа «Материнской школы» базируется на взаимодействии педагогов и родителей на основе партнёрства, при котором каждая из сторон, глубоко осознавая свою ответственность, вносит вклад в развитие личности ребёнка с учётом своей специфики и активного взаимодействия. Ребёнок является тем центром, который объединяет воспитательные усилия взрослых на основе реализации принципа его личностного развития в деятельности. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей становится средством развития не только ребёнка, но и социально ответственных взрослых. Это то, что позволяет рассматривать «Материнскую школу» не только как организационную форму, но и как особый социальный институт, сущность которого прежде всего сконцентрирована в деятельности социальной общности, связанной единством территории.

Формами организации образовательного процесса являются групповые и индивидуальные занятия с родителями в соответствии с их запросами, занятия в триаде «педагог-родитель-ребёнок», а также игры детей.

Занятие может состоять из следующих частей:

1. Вводная часть. Включает обсуждение изменений, вопросов, затруднений, возникших между занятиями, результатов самостоятельной деятельности родителей: использовали ли они новый опыт, как им помогло то, чему они научились; определялись и обсуждались задачи, содержание предстоящего занятия.

2. Основная часть. Определяется содержанием того или иного этапа; включает информационный материал по вопросам воспитания, обучения и развития детей от рождения до трёх лет. Используются педагогические ситуации, литературные произведения, видеоматериалы, тренинговые задания и др., подобранные в соответствии с особенностями родителей и стоящими перед ними и педагогом задачами.

3. Заключительная часть. Включает рефлексию занятия, оценку приобретённого опыта, обсуждение возникших вопросов, тактики работы в период между занятиями.

Взаимодействие в триаде «педагог-родитель-ребёнок», которое реализуется в ходе занятий, способствует полноценному развитию ребёнка и обогащению опыта воспитательных отношений родителей.

В процессе самостоятельных игр малыши приобретают навыки действий с предметами, взаимодействия и установления отношений со сверстниками и другими взрослыми, реализуют свободу выбора в предметно-действенной и поведенческой сферах.

 

свернуть

Список детей, посещающих Материнскую школу

 

  1. Альхимович Даяна, 10.04.2019
  2. Барсукова Ирина, 18.11.2019
  3. Бесарабова  Ника, 11.02.2020 
  4. Ворончук Макар, 28.07.2019
  5. Лищук Мирослава, 12.02.2020
  6. Муц Дамир, 27.12.2019
свернуть

Наши занятия в Материнской школе