Экологическое воспитание

Игра-развлечение "Откуда появился мусор и что с ним делать"

Воспитатель:  Сегодня я хочу поговорить с вами на очень важную и интересную тему. Откуда на планете появился мусор? (Это случилось потому, что люди построили много заводов, фабрик, электростанций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняет дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря и загрязняют их. Нефть из танкеров во время аварий проливается в воду морей и океанов.)- Знаете ли вы что происходит с мусором после того как мы выбрасываем его? (Ответы детей)

- Специальные машины свозят весь мусор в специальные места, которые называются Мусорные полигоны. И там после того как машина выгрузит весь мусор в одну кучу большие тракторы начинают его уплотнять и укатывать. А в переработку или сжигание отправляется лишь 5% отходов, это очень мало. - Но в чем же тогда проблема?

Дети: В том, что люди кидают мусор куда попало.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: Но не весь мусор так опасен для природы. Например, шкурка от банана или охапка травы, бумага. Быстро переработаются, и получится почва, на которой вырастет новая травка или деревья. Такой мусор можно назвать «хорошим». Но это не значит, что нужно раскидывать шкурки. Любой мусор нужно выкидывать только в специальные контейнеры или в мусорное ведро. - Но, к сожалению, не все что мы выкидываем так легко перерабатывается. Например, пластиковые бутылки, одноразовые пластиковые стаканчики и тарелочки, упаковочные пакеты практически никогда не разлагаются, такой мусор смело можно назвать «плохим». Он так и будет лежать горой к которой будет прибавляться все новый и новый мусор.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. Чтобы мы вместе научились отличать «хороший» мусор от «плохого».

Перед вами стоит две коробочки. Каждому из вас по очереди я буду давать картинку с изображением какой-то вещи, которую нужно выкинуть. И если этот мусор «хороший» и природа сможет его переработать, то нужно кинуть карточку в коробочку с улыбкой. А если на картинке изображено что-то, что так и останется навсегда лежать в куче мусора, то кидаем ее в коробочку с грустным лицом.

Всем ли понятны правила?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда начинаем (воспитатель дает каждому ребенку по картинке, но перед тем как ребенок кинет карточку в соответствующую коробочку, обязательно обсуждает выбор).

Ну вот мы с вами и разложили все наши карточки в нужные коробочки

Воспитатель: На самом деле это не просто игра. Во многих странах люди выкидывают мусор не в одно ведро как делаем мы. А каждый вид мусора кладут в своё отдельное ведерко.

Пищевые отходы в одно. Пластиковые отходы во второе. А стекло в третье. Может быть кто-то знает для чего это делается?

Дети: Предлагают свои варианты ответов. Подводим к ответу, чтобы потом можно было перерабатывать мусор.

Воспитатель: На самом деле многие виды мусора люди научились перерабатывать. При этом получаются новые полезные вещи. И не приходится загрязнять природу. На специальных заводах перерабатывают разный мусор.

Давайте посмотрим, что и из какого мусора можно сделать. Из макулатуры – это старые газеты, журналы и другие бумажные отходы делают горшочки для рассады, упаковочные коробки и туалетную бумагу.

Из пластиковой упаковки и посуды делают новую упаковку, только в нее не упаковывают пищу, пластиковую мебель, разные коробочки для хранения и еще много нужных веще.

Таким образом, если правильно обращаться с мусором, то можно не загрязнять природу. А перерабатывать мусор и получать много нужных и полезных вещей.

Теперь давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили.

1. Куда нужно выбрасывать мусор?

Дети: в мусорный бак или мусорное ведро.

2. Что можно делать с мусором, чтобы не загрязнять природу? Дети: мусор можно перерабатывать.

3. Какие вещи можно делать из переработанной пластиковой упаковки и бутылок?

Дети: мебель, коробочки для хранения, новую упаковку и т. д.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня приобрели новые знания по сбережению и охране нашей природы, по утилизации мусора, поделитесь своими знаниями, с родителями, соседями, друзьями, товарищами, чтобы они тоже бережно относились к окружающему нас миру

свернуть

Занятие "Сбережём планету от мусора"

«Сбережем планету от мусора»

Цель: знакомить детей со способами утилизации и переработки мусора.

Задачи:

Обучающие: Знакомить детей с путями засорения окружающей среды, различными видами мусора. Формировать умение сортировать мусор.

Развивающие: Развивать потребность соблюдения чистоты на улицах села. Развивать умение логически мыслить, делать выводы.

Воспитательные: Вызвать желание научиться бросовым вещам давать вторую жизнь. Формировать желания жить в чистой окружающей среде и оказывать посильную помощь в очищении её от мусора. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к окружающей среде.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю -

Всех я вас приветствую!

Воспитатель: Ребята, скажите, с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад?

Дети: С хорошим, весёлым и т. п.

Воспитатель: Молодцы! Давайте поставим свои ладошки перед собой. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям. А теперь, посадим на эти ладошки свое хорошее настроение и подуем. Поделимся нашим хорошим настроением с гостями.

Посмотрите, гости, пришедшие сегодня к нам в группу тоже заулыбались. Это от того, что им от вас передалось хорошее настроение.

Дети вместе с воспитателем проходят и садятся на стулья.

Воспитатель:

Шар земной - наш дом родной,

Но теперь от века к веку

Он в опасности большой

От деяний человека.

На земле всё меньше остаётся чистых, земных городов. Мы хотим защищать нашу природу, сделать так, чтобы город был чище и ещё красивее.

От этого зависит наше с вами здоровье.

Ежегодно от каждого человека в среднем остаётся очень много мусора.

Воспитатель: - Посмотрите, что изображено на картинке? (Слайд 2). Почему нельзя оставлять мусор на земле?

Ответы детей.

Воспитатель: Бумага, бутылки и другие вещи попросту загрязняют местность, а еще они несут угрозу для животных и птиц (Слайд 3).

Есть отходы, которые закапывать в землю бессмысленно, они очень медленно разлагаются. (Слайд 4)

Например, консервная банка разлагается 90 лет! Батарейки 100лет, а пластиковые бутылки до 500 лет могут загрязнять землю!

Воспитатель: - А какой же мусор мы можем закапывать в землю, не нанося ей вред?

Ответы детей (пищевые отходы). (Слайд 5)

Воспитатель: Как мы избавляемся от мусора? Куда он потом девается? Ребята, а куда вы выбрасываете все ненужные вещи? (Слайд 6)

Дети: - В мусорное ведро.

Воспитатель: - Затем мусор попадает в мусорный контейнер. А как вы думаете, куда лучше всего вывозить мусор? На речку, в лес, на свалку, на завод по переработке мусора? (Слайд 7)

Ответы детей (на завод).

Воспитатель: (Слайд 8) Да, действительно, на специальных заводах бытовой мусор перерабатывается, из него создаются новые вещи, которые люди вновь используют, что позволяет сберечь природные богатства нашей планеты. А какие?

Дети: - Лес, вода, земля

Воспитатель: К сожалению, такие заводы есть не везде, поэтому чаще всего мусор вывозят на свалки (Слайд 9).

Свалка это скопление мусора. Мусор выделяет ядовитые вещества, а это опасно для здоровья человека. Свалка должна располагаться на значительном расстоянии от городов и поселков, в таком месте, чтобы ветер не приносил к жилью человека неприятный запах.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Дружно вставайте, будем мусор собирать!

Мы по улице идём, на которой мы живём,

Мы бумажки и стекляшки собираем и кладём.

Раз в ведро, а два - в корзину,

Наклоняем дружно спину.

Если вместе потрудиться

Всё вокруг преобразится!

Воспитатель: Ребята, во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, его сортируют, в зависимости от материала, из которого он изготовлен (Слайд 10). Это облегчает переработку на заводе. Вспомните, может где-нибудь еще вы видели такие разноцветные контейнеры?

Ответы детей.

Воспитатель: Когда мы покупаем в магазине какие-то вещи или продукты, то, как правило, они во что-то упакованы (коробки, пакеты, бумагу и т. д.). Ребята, а как вы думаете, что можно сделать из старой упаковки? (Слайд 11)

Давайте и мы с вами сейчас что-нибудь смастерим из ненужных вещей!

Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали о том, как вредит мусор природе и человеку. Каждый человек на Земле, который любит нашу планету, природу, наш общий дом, постарается быть настоящим хозяином - заботливым, аккуратным, внимательным! (Слайд 14)

«Планета - общий дом!

Нам жить в одном кругу,

Идти в одном строю,

Летать в одном полёте!

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте!»

Воспитатель: Ребята, вы были находчивыми, дружными, внимательными вот и настал момент прощаться с нашими гостями.

Дети: До свидания!

Дети уходят из группы.

ИГРА «Да-нет»

Воспитатель предлагает детям ответить на выражения, хорошо это или плохо.

1. Мусор загрезняет землю, воздух, воду (да)

2. Свалки нужны для сбора мусора. (да)

3. Красиво ли смотрится свалка около речки, леса или на поляне? (нет)

4. На свалках много крыс и бездомных собак. (да)

5. Можно ли бросать мусор куда угодно? (нет)

6. Рядом со свалкой можно жить человеку. (нет)

Физминутка «Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется, бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

свернуть

Занятие «Сортируем мусор – сохраняем природу»

Конспект занятия «Сортируем мусор – сохраняем природу»

Цель: формировать у детей знания по раздельному сбору отходов и их вторичному использованию для решения экологической проблемы по загрязнению мусором окружающей среды.

Задачи:

- расширить и углубить знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека;

- формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

- пополнять словарный запас детей (загрязнение, ядовитые вещества, отходы, металлолом, макулатура, бытовые отходы, стеклотара, пластмасса и т.д.);

- воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: знаки: «бумага», «стекло», «пластик», «металл»; иллюстрации с различными видами мусора; настольная дидактическая игра «Чистая планета» (4 штуки).

Ход занятия:

- Ребята, послушайте стихотворение и подумайте, о чем в нем рассказывается.

                     «Мусорная фантазия»

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки -

Быстро наши города превратятся в свалки.

Если мусорить сейчас, то довольно скоро

Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Но когда летать начнут в школу на ракете -

Пострашней произойдут беды на планете:

Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты

Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты...

Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,

А посыплются как град старые ботинки.

А когда пойдут дожди из пустых бутылок -

На прогулку не ходи: береги затылок!

Что же вырастет в саду или в огороде,

Как пойдёт круговорот мусора в природе?..

И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,

Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

- О чём говорится в стихотворении? (в стихотворении говорится о мусоре, что нельзя загрязнять планету, бросать корки, шкурки, палки …)

- Каждый житель нашей планеты ежегодно выбрасывает приблизительно тонну мусора - полный кузов грузовика. Активное загрязнение окружающей среды привело к глобальной экологической проблеме – разрушению среды существования человечества.

- Представляете, сколько мусора скапливается на земле?  Какие огромные пространства занимают мусорные свалки? Вероятно, скоро нам придется спасаться от мусора? Давайте же разберемся, что же выбрасывают люди, каким бывает мусор? (банки, бутылки, фантики, коробки, мебель, железки, игрушки)

- Как мы избавляемся от мусора? Ребята, куда вы выбрасываете все ненужные вещи? (в мусорное ведро)

- Затем мусор попадает в мусорный контейнер. А куда вывозят мусор из контейнера? (на свалку)

КАРТИНКА 1

 

- Свалка – это скопление мусора. На свалках мусор очень долго разлагается, в почву, атмосферу и воду проникают токсичные (ядовитые) вещества, оказывающие негативное (вредное) влияние на экологию и здоровье людей.

КАРТИНКА 2

 

- Кроме свалок, существуют мусоросжигательные заводы, но при сжигании мусора образуются вредные, опасные вещества, попадающий в воздух, которым мы дышим.

КАРТИНКА 3

 

- Существуют мусороперерабатывающие заводы, где после специальной переработки мусора, получают новый материал - «вторсырье», из которого уже изготавливают новые полезные изделия, которые люди используют вновь, тем самым сберегая природные богатства нашей страны. Какие природные богатства нашей планеты вы знаете? (лес, вода, земля)

- Ребята, как вы думаете, для чистоты окружающей природы, как лучше поступить с мусором: вывозить на свалку или отправлять на мусороперерабатывающий завод? Почему? (на завод, меньше загрязняется воздух и почва, а еще могут там сделать новый материал)

КАРТИНКА 4

 

- Изделия из бумаги на свалке разлагаются в течение нескольких месяцев. А если отправить мусор из бумаги на переработку, то можно получить новые материалы для строительства крыш домов, изготовить упаковки для яиц, бумажные салфетки и туалетную бумагу, материал для ручного творчества.

КАРТИНКА 5

 

- Стекло не разлагается. Изделия из него могут пролежать в земле сотни лет. Стекло хрупкое и его осколки представляет опасность для человека, животных и растений. Из вторичного стекла изготавливают материалы для строительства, стеклянные емкости – банки, бутылки, флаконы, сантехнику.

КАРТИНКА 6

 

- Самыми вредными являются пластиковые отходы. Они накапливаются очень быстро, потому что люди используют много одноразовой посуды, пластиковых бутылок, пакетов, упаковочного материала. Сжигать пластмассу нельзя. При сжигании выделяется ядовитый газ. Закапывать в землю бессмысленно, пластмасса очень медленно разлагается, от нескольких десятков до сотен лет. А если предметы из пластика отправить на переработку, можно получить новые бутылки, одноразовую тару, упаковочные пакеты и пленки, декоративные заборы, напорные трубы, отделочную плитку, одежду, обувь, ящики для хранения, мебель, велосипеды, дороги, ковры и даже дома.

 

- Для того чтобы не засорять нашу Землю мусором нам необходимо научиться его правильно сортировать, разделять.

- Что же такое раздельный сбор мусора? (это когда, мусор сортируют в зависимости от его происхождения)

- Разделение мусора позволяет подарить отходам «вторую жизнь», в большинстве случаев благодаря вторичному его использованию и переработке. Разделение мусора помогает предотвратить разложение мусора, его гниение и горение на свалках. Следовательно, уменьшается вредное влияние на окружающую среду.

- А кто знает, на какие группы можно разделить наш мусор? (весь наш мусор можно разделить на несколько групп: бумага, пластик, стекло, пищевые отходы …)

- Сегодня мы с вами научимся разделять мусор. Контейнеры для мусора могут быть разного цвета: голубого, красного, желтого, зеленого, серого, синего. Главное, нужно смотреть на условные обозначения и что написано на контейнерах, то и должно находиться внутри.

КАРТИНКА 7

 

- Пищевые отходы - это все что попадает в мусорное ведро с кухни. В контейнер для пищевых отходов можно выбрасывать - все виды пищевых остатков, недоеденные блюда, шкурки овощей и фруктов, испорченную еду и так далее.

КАРТИНКА 8

 

- В контейнер для стекла можно выбрасывать – стеклянные бутылки и банки, лучше чистые без крышек и этикеток, так как крышки могут быть из пластмассы и металла.

КАРТИНКА 9

 

- В контейнер для бумаги можно выбрасывать - журналы, газеты, бумажные упаковки, картонные коробки, рекламные листовки из почтовых ящиков, плакаты, календари.

КАРТИНКА 10

 

- В контейнер для пластика можно выбрасывать - пластиковые бутылки, полиэтиленовую пленку, пакеты, пластиковую упаковку от шампуней, гелей для душа и другой косметики, бутылки из-под молока, кефира, детали конструктора, сломанные лопатки, ведра и т.д. Пластиковые бутылки нужно выбрасывать пустыми и без крышек, пустые и конечно, лучше всего предварительно по ним потоптаться. Без пробок – потому что пробки сделаны из другого вида пластмассы и не перерабатываются, а топтаться по бутылкам нужно для того, чтобы сэкономить место в мусоровозе: чем меньше объема занимает мусор, тем меньше раз нужно машине съездить из города на завод.

- Мы перечислили много видов бытовых отходов, но не все. Вот, например, батарейки, куда же их выбросить? (батарейки нужно выбрасывать в специальные контейнеры, которые стоят в школах, торговых центрах, магазинах)

КАРТИНКА 11

 

- Правильно, собранные батарейки увозят на специальный завод по переработке батареек.

- А сейчас посмотрим, как хорошо вы запомнили куда, что нужно выбрасывать. Для этого сыграем в игру «Сортируем мусор правильно».

Правила игры: Детей делят на 3-4 команды. Каждой команде дается комплект контейнеров для сбора мусора (стекло, пластик, бумага, пищевые отходы) и фигурки с изображением предметов, сделанных из разных материалов. Детям необходимо правильно «выбросить» мусор (рассортировать предметы по контейнерам).

- Молодцы, ребята! Вы сегодня научились сортировать мусор и беречь природу, ее богатства!

свернуть

Мусор разделяй и природе помогай

Во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, сортируют его - мусор из разного материала собирают в разные контейнеры. Это облегчает его переработку на заводе. Так делают и в нашей стране. Давайте и мы поучимся сортировать мусор. Сортируя мусор вместе - сделаем мир лучше.

  1. Пластик. Этот элемент, подходящий для переработки, имеет соответствующую маркировку. К примеру, 01 PET или 04 LDPE. Перед сдачей на переработку пластик моется. После этого снимаются все дополнительные детали, дозаторы и этикетки.
  2. Стекло. С ним проще всего — подойдёт практически всё, в том числе бой. Сданное не должно содержать металлических или пластиковых включений, а также этикеток.
  3. Бумага. Кроме непосредственно книг, в переработку можно сдать картон и бытовые предметы — такие как втулка от туалетной бумаги или кассеты для хранения яиц.
  4. Металл. Наиболее популярная категория. Сдавать его — не только экологически верное решение, но и наиболее прибыльное. В ход идёт множество вещей — от старых чугунных батарей до ванн, всеразличных металлических корпусов и кухонной утвари.

Перечислим списком то, что наверняка есть у вас дома:

  1. Консервные банки — как жестяные, так и алюминиевые.
  2. Алюминиевые банки от напитков, к примеру, от газированной воды.
  3. Обломки домашней утвари — ножниц, мясорубки.
  4. Бутылки из-под алкоголя, банки из-под солений и варений, в том числе треснувшие.
  5. Бутылки из-под гелей, шампуней, а также чистящих средств.
  6. Полиэтиленовые упаковки из-под сметаны или кефира.
  7. Упаковка от молочной продукции — творожков, йогуртов.
  8. Баночки из-под детского питания (крышка жестяная, банка стеклянная).
  9. Тетради, газеты, журналы, ставшие ненужными.
  10. Офисные документы, картонные коробки, утратившие актуальность рекламные листовки.

Всё это можно и нужно сортировать и отправлять на переработку.

Что не принимается на переработку:

  1. Из пластика на переработку не принимается поликарбонат, пивные кеги, тара из-под машинного либо растительного масла.
  2. Среди стеклянных и похожих вещей сдавать нельзя керамическую посуду, изделия из хрусталя, специальные оптические стёкла, а также автомобильные стёкла. Также специальное стекло, не подлежащее переработке, содержится в зеркалах и лампочках.
  3. Что касается бумаги, то здесь переработать нельзя пакеты, созданные по системе тетрапак, в которые пакуют соки и ряд молочных продуктов, ламинированную и фотобумагу, а также бумагу, предназначенную для факсов, чеки и обои.
  4. Из категории «металл» ни при каких обстоятельствах в сдаваемый металл не должны попадать канистры из-под токсичных или воспламеняемых жидкостей и боеприпасы. Также не стоит уповать на металл, поражённый ржавчиной.

Помните! Соблюдая раздельный сбор отходов, выделяя вторичные материальные ресурсы, мы сохраняем природу.

Предложите детям посмотреть полезные  видеоролики:

Синий трактор "Учимся сортировать мусор"

Экологический мультфильм "Разделяй"

Приключения пластиковой бутылки

 

 

свернуть